В театре «Около дома Станиславского» идёт постановка с интригующим двойным названием «Оккупация – милое дело. О, Федерико!». Режиссёр – Юрий Погребничко, основатель и художественный руководитель театра. За основу взята пьеса фактически неизвестной писательницы Татьяны Орловой. Пьеса автобиографична, рассказывает о её детстве в послевоенной Германии. Пьеса неординарна, но ещё более неординарна сама постановка Погребничко.

173B7851-1024x683

Будьте готовы: на сцене перед вами расплещется поток человеческого сознания. И непростой – у главной героини шизофрения, которую сама она называет не болезнью, а способом жизни. Спектакль-монолог, спектакль, где речевые паузы заполняются стихами и музыкой, а статичные сцены оттеняются задорными плясками и кадрами чёрно-белых фильмов. Лаконичные декорации ассоциативно переносят в военный городок Западной Германии 50-х годов.

173B7952Поразительно само воплощение этого душераздирающего, иногда вместе с этим забавного, текста. В начале спектакля зритель ощущает себя адресатом речи героини, регулирующей движения поездов красным флажком, через несколько минут её рассеянный взгляд вдаль выдаёт незаинтересованность в слушателях – отсюда наше чувство подглядывания, подслушивание чего-то личного, сакрального, интимного. Дальше картина становится сложнее, сбивающие с толку кадры фильмов, через секунду в точности повторяющиеся на сцене, наталкивают на мысль, что мы наблюдаем это не извне, а изнутри! Что мы находимся в чужом сознании, где образы и мысли рождаются по ходу действия. Эти кадры из фильмов Куросавы, Феллини – не выстроенная режиссёром параллель, а воспоминания самой женщины, так полюбившей их, что сознание периодически выдаёт эти эпизоды, но, возможно из-за болезни, и выплёскивает их в образы окружающего мира – находя перед глазами реальные аллюзии или же вызывая галлюцинации. Отсылает к такой находке и второе название спектакля: «О, Федерико!» В спектакле также использована одна из дневниковых цитат Феллини. И точность её воспроизведения не удивляет, ведь героиня называет его своим любимым режиссёром. Таким образом, всё движущееся и звучащее на сцене – музыканты, другие персонажи, фильмы, стихи, песни и любые другие звуки – не существующая реальность, а воображение и память больной героини. «Поток сознания» в этом спектакле ход не только литературный, оно проникает и в другие сферы человеческой чувственности.

Погрузиться в недра человеческого сознания поступок173B7843 самоотверженный. Монотонный ритм мыслей, их непрерывность, скудость интонаций –
всё это одновременно завораживает и отягчает. Тем не менее, хронометраж спектакля выбран так искусно, что внимание к происходящему не ослабляется и зритель полностью отдаётся своим зрительным и слуховым ощущениям, самостоятельно расставляя минимизированные в монологе акценты и представляя перед собой те картины, которые персонажи рисуют исключительно словесно. И только на выходе из зала вы осознаете, что же на самом деле с вами только что произошло…

Фото: www.okolo.ru

Алёна Старостина, рецензент

Алёна Старостина

Рецензент