Мы редко обращаем внимание на вещи, которые повседневно присутствуют в нашей жизни, они становятся привычными, и мы теряем к ним интерес. Например, флаконы духов, которые стоят на столике или в шкафу у каждой женщины, мы привыкли к их дизайну, форме и размеру и тем более не задумываемся о том, кто нарисовал для них эскизы. А ведь история парфюмерии очень разнообразна и увлекательна. IMG_186817-19 марта на территории бывшего завода «Кристалл» прошел Второй слет коллекционеров, центральным событием которого стала выставка парфюмерии с экспонатами из частной коллекции Ирины Воробьевой.
В данной экспозиции можно было увидеть не только любимые духи наших мам и бабушек («Красная Москва», «Красный мак», «Пиковая дама», «Ландыш серебристый»), в ней были представлены экспонаты, охватывающие весь период парфюмерной истории России: начиная с XVIII века, когда в нашей стране впервые появились душистые воды из Италии, Франции, и заканчивая 90-ми годами прошлого столетия.
Экспозиция была оформлена так, что посетители знакомились с эпохами постепенно, начиная с одного из самых ценных экспонатов – флакона, изданного к 300-летию дома Романовых по эксклюзивному проекту художника И.Билибина, двигаясь вперед по времени.

Из старинных духов можно было увидеть редчайший парфюмированный набор А.Ралле 1903 года, который ни разу не вскрывался, но аромат которого чувствуется даже через притертую пробку. Удивительные будуарные флаконы фабрики «А.Сиу и К», созданные под заказ, с индивидуальным дизайном (как правило, эта фабрика изготавливала флаконы индивидуально для каждого покупателя и была нишей парфюмерии luxury, если «Брокар и Ко» выпускали продукцию и для простого народа, то А.Сиу больше работал для элиты).
«Парфюмерия раньше была прерогативой богатых людей и стоила очень дорого, пока А.Брокар не начал выпускать дешевое мыло и продавать его на ярмарках. Тогда крестьяне после того, как продавали в городе свои сельскохозяйственные продукты, конечно, хотели привезти семьям подарки, и они начали покупать его мыло, которое было доступно. Так в быт крестьян вошли средства гигиены такие как мыло и зубной порошок», – рассказывает коллекционер Ирина Воробьева.
Также на выставке были приставлены: флакон, изданный к трагическому событию – смерти Л.Н. Толстого (фабрика «Брокар и Ко»), «Медный всадник» к 200-летию Санкт-Петербурга, несколько флаконов ведущих парфюмерных фабрик, посвященных личности Наполеона Бонапарта (в России XIX века многие почитали его как полководца и политика, поэтому считалось почетным создать что-либо с отсылкой к его персоне) и многие другие.
Каждую витрину, помимо основных экспонатов, украшали и дополняли предметы быта и аксессуары той эпохи, которой посвящена каждая конкретная часть экспозиции. Оживили выставку перчатки, шляпки, которые носили дамы в прошлом и позапрошлом веках, также для передачи атмосферы были представлены афиши, рекламы и книги тех далеких времен.

Ирина Воробьева рассказала о том, как она начала коллекционировать старинные духи и флаконы:
«Мой выбор пал на духи, потому что однажды в детстве я случайно разбила мамину «Пиковую даму», мама, конечно, очень расстроилась. И я сказала себе, что, когда вырасту, обязательно куплю ей эти духи. И потом, уже по прошествии времени, мы разговаривали, и мама сказала: «Помню «Пиковая дама» была, сейчас, наверное, таких духов уже нет». И я начала их искать.
Потом постепенно я вспоминала ароматы из своего детства и находила их. Запахи они ведь очень много значат, могут переносить нас в определенные моменты жизни, это очень интересно и романтично. Затем, когда я вдохновилась поиском, решила найти информацию о разработчиках и дизайнерах флаконов, но ее практически не было в архивах. Я начала изучать более углублённо и узнала, что в России огромное значение придавалось именно дизайну упаковки и флаконов, привлекались знаменитые художники: Врубель, Билибин, Россинский. Я вдохновилась и начала коллекционировать редкие экземпляры духов и флаконов».

Фото: Ольга Малкова

 

Арина Баранова, редактор

Арина Баранова

Редактор