I wish I could find it funny. What’s the opposite of LOL?[1]

 

Английский художник и политический активист Бэнкси (англ. Banksy) известен на весь мир. Многие его работы без труда узнают даже далекие от искусства и политики люди, но вот о самом художнике известно совсем немного.

Даже его настоящее имя до сих пор остаётся неизвестным. По одной версии он Роберт или Робин Бэнкс, по второй его зовут вообще Робин Каннингем, а ещё по одной Бэнкси является британским музыканом Роберт Дель Ная.

Открыто говоря о кровопролитных войнах и их жертвах, осуждая образ жизни нашего общества, то есть, общества потребления, а также освещая социальные и политические вопросы, Бэнкси быстро обрел популярность за пределами родной Англии.

Летом этого года в Москве, в Центральном доме художника прошла выставка под названием «Бэнкси: гений или вандал? Решаешь ты!». Какой был ажиотаж!

«Самый разыскиваемый художник в мире – впервые в России!»

Естественно, это выставка стала одной из самых востребованных среди любителей искусства граффити и просто поклонников. Если верить словам организаторов, то посещаемость выставки в Москве была даже выше, чем посещаемость подобных выставок в других городах. Но еще большую популярность московская выставка обрела после того, как весь мир узнал, что она вовсе несанкционированная, и что сам художник не имеет к ней никакого отношения. Известно это стало от самого Бэнкси. В его Instagram-аккаунте была опубликована переписка, в которой ясно даётся понять, что о выставке он даже и не знал.

«Мне жаль, что я не нахожу это забавным. Что противоположно понятию ЛОЛ?»

Действительно, художник, создающий искусство ради самого искусства, а не ради денег и популярности, вряд ли бы поддержал коммерческую идею о платном показе своих работ.

Однако, сделать что-либо, кроме как выместить эту переписку, Бэнкси отказался, так как жаловаться, подавать в суд, требовать убрать размещенные без разрешения изображения было бы, во-первых, проблематично, сохранив в тайне личность. Ну и во-вторых, стоит напомнить, что свои работы на стены тех же зданий Бэнкси наносит без какого-либо согласования с властями.

Но стоит отдать должное организаторам выставки – реакция, пусть и не самая положительная, но все же реакция самого Бэнкси, была на руку.

Продюсер выставки Александр Начкебия подтвердил, что выставка действительно была несанкционированная, но при этом ее никто так и не позиционировал с самого начала, и речи о том, что она согласована с Бэнкси никогда и не было. К тому же, продюсер упомянул, что во всех интервью не раз говорил, что негативная реакция художника вполне ожидаема.

Также продюсер выставки после своеобразного ответа Бэнкси отметил, что посещаемость возросла. Что, в принципе, неудивительно.

Выставка прошла, последний её день был 3 сентября, казалось бы, ушло имя британского художника со страниц российский СМИ. Но нет.

6 октября во всех СМИ появилась новость – молния.

В Лондоне, на аукционе Sotheby’s была продана известная на весь мир картина «Девочка с воздушным шаром». Это был единственный экземпляр картины, выполненный красками на холсте, самим художником. Первоначальная стоимость картины не превышала 500 тысяч долларов, но после торгов была продана за 1,4 миллиона долларов. Дорого обошлось покупателю стрит-арт искусство!

Но стоило совершить традиционный удар молотком на аукционе, как картина стала самоуничтожаться. В прямом смысле этого слова.

Благодаря встроенному механизму картина стала автоматически опускаться, внизу рамы включился измельчитель бумаги. Далее из рамы выходила уже не картина, а изрезанный на мелкие полоски холст.

Происходящее успели снять на видео пораженные очевидцы. Да не только они были поражены происходящим, но и организаторы, не ожидавшие этого, тоже растерялись. На одном из видео отчетливо видно, как экспонат сразу стали снимать со стены, и отчетливо слышны аплодисменты.

В том, что это было продумано и запланировано Бэнкси, нет никаких сомнений. В его аккаунте Instagram появилась фотография с аукциона с подписью «going, going, gone»[2], а спустя несколько часов он опубликовал видео, в котором показал, как сам устанавливал этот механизм в раму картины.

A few years ago I secretly built a shredder into a painting…in case it was ever put up for auction…

(«Несколько лет назад я тайно встроил шредер в картину… на случай, если она когда-нибудь будет выставлена на аукцион…»)

Бэнкси правильно предугадал, что его картина будет выставлена на аукцион, и, естественно, продана за огромные деньги.

Но, опять-таки, будучи художником, творящим не ради популярности и финансового благополучия, а творящим ради идеи, ради того, чтобы говорить о том, о чём пока свободно говорить нет возможности, этого не одобрил.

Представители аукциона с подобным столкнулись впервые, и как действовать дальше ещё не до конца понимают. Пока не упоминается, оплатит ли «счастливый» покупатель свой лот или нет. Понятно лишь, что после произошедшего картина, а точнее то, что от нее осталось, заметно подорожает.

Несомненно, что этот инцидент с картиной «Девочка с воздушным шаром» на аукционе Sotheby уже вошёл в историю мирового искусства.

[1] Мне жаль, что я не нахожу это забавным. Что противоположно понятию ЛОЛ?

[2] Раз, два, продано

Фото: Instagram, Google

Аля Владимирова