Кто из нас хотел бы, жаждал исполнить мечту друга, родителей или бабушки с дедушкой? Или хотя бы присутствовать в момент ее исполнения… А если это еще и путешествие на родину предков, так тут и сомневаться нечего. Вперед собирать чемоданы! Мария Федунина, студентка Латвийского университета, пересекла всю Россию, чтобы добраться до Сахалина – родины ее бабушки. Но поездка на этом не закончилась. Смены часовых поясов, менталитета, эмоций и настроения. Мы публикуем заметки Маши в двух частях.

Маша рассказала, что массовик затейник поездки – ее бабушка Людмила. «Она давно мечтала посетить место своего рождения – остров Сахалин, откуда она уехала, когда ей было всего четыре года. Поселок раньше назывался Камисикука, сейчас – Леонидово. У нее была мечта просто туда приехать, потрогать ту землю, где родилась, где познакомились ее родители. Лететь только на Сахалин для бабушки было неинтересно, поэтому она решила организовать небольшой маршрут с тремя главными остановками – Байкал-Сахалин-Токио.

«Путешествие длилось 12 дней (16-28 августа). Мы совершили восемь перелетов (это было самое страшное, что мы ожидали).В поездку нас отправилось четверо: я, бабушка, дедушка и мой брат Артур. За неделю до поездки Артур ломает ногу. Бабушка плюнула на мнение всех и сказал: «Мы едем!»

Дедушка и бабушка Маши очень любят путешествовать, но им не нравится ездить вдвоем. Раньше они везде катались с ее мамой, когда та была маленькой, потом с Машей, а после еще и брата брали с собой. Так как Маша уже взрослая, то им уже не так интересно путешествовать с ней одной, поэтому Артур тоже отправился с ними.

16 августа

«Рано утром мы вылетели в Москву. Пересадка Москва-Иркутск была восемь часов, поэтому мы с бабушкой пошли погулять по городу. Честно, я очень боялась опоздать на рейс, наслышана об этих пробках. Но оказывается, есть замечательный экспресс, который идет прямо в центр города. Прямиком из Шереметьево мы доехали до Белорусского вокзала, и пошли гулять по Тверской. Прогулка заняла часа два-три: дошли до Красной площади, увидели памятники Пушкину, Маяковскому. Было очень жарко, очень много людей, несмотря на то, что был вторник. Вернулись в аэропорт и вылетели в Иркутск».

17 августа

«Мы прилетели в четыре часа утра. Нас должна была встретить машина, которая отвезла бы до острова Ольхон (прим.ред.- крупнейший остров озера Байкал), в деревню Хужир. В пути примерно шесть-семь часов на машине. Но трансфер не приехал. В итоге один таксист, замечательный мужчина, которому я до сих пор очень благодарна, согласился нас довезти до центрального вокзала, где находятся частные маршрутки, которые едут на этот остров.

В 12 часов дня мы были на базе – семь часов в машине. Какой этот был путь! Дороги не асфальтированы. Если в Иркутске еще есть какие-то трассы, то за 50-60 км до переправы хорошая дорога заканчивается. Вокруг все перекопано. А на Ольхоне в принципе асфальта нет – вся дорога грунтована. Никто из таксистов не хотел нас везти, потому что все боялись, что их машина там увязнет после дождей.

Мы успешно заселились в турбазу. Немного погуляли и отправились на мыс Бурхан (прим.ред.- также Скала Шаманка, мыс в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал). Мыс оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала» (прим.ред.- одна из девяти святынь Азии). Это какой-то мистический, энергетический центр на Байкале. Туда вообще никому нельзя приходить. Нас даже пугали разными историями, что одна женщина хотела залезть на «Шаман» и сломала ногу. Вход туда свободен только шаманам. Вообще, вокруг этого острова полно мистики. Сами буряты с большим удовольствием рассказывают об этом. В любой сувенирной лавке готовы поделиться историями и даже немного их приукрасить. Это очень интересно!»

18 августа

«Мы сели на кораблик и весь день катались по Байкалу. Доехали до острова Огой (прим.ред.- самый крупный остров в проливе Малое Море озера Байкал), где стоит буддистская Ступа Просветления. Каждый должен пройти вокруг ступы десять кругов: попросить прощения, что-то хорошее для семьи, для себя и т.д. На всем корабле было человек 100 и в основном все русские, очень верующий народ. Что забавно заметить, все эти тетушки, с крестиками наперевес, побежали вокруг этого буддистского храма.

Потом мы доехали до святых источников у Байкала. Там тоже все покрыто мистикой. Было одно место, куда даже местные жители не заходят, а шаманы заходят только до определенной точки. Там вся электроника начинает барахлить. Если туда заходит человек, то он через год умирает. Когда были пожары в прошлом году, над этим местом пролетел самолет, а через год, пролетая там же, в один момент выключились все приборы. Корабли туда тоже не заходят. Если в это место пошла домашняя скотина, то ее не берут назад. И страшно, и интересно.

Что мне больше всего понравилось на Байкале так это то, что это действительно деревня, самая настоящая. Да, машины есть, даже компании такси, это меня очень удивило. Абсолютно разваленный порт, к которому никак не подойти, за исключением рыбацких лодок и небольших катеров.

Приближаясь к озеру, ты понимаешь, ради чего все это терпишь. Мы привыкли к цивилизации, а тут нет кофе и еду подают на пластмассовой посуде. Но ты понимаешь, что приехал для другого. Непроизвольно даже забываешь обо всех неудобствах. С погодой нам тоже очень повезло. На всех островах была жуткая жара по непонятным причинам. Кстати, все было покрыто какой-то пеленой».

19 августа

«Весь день мы ехали в Иркутск, где немного погуляли по приезду. Был дождь, поэтому ничего особо и не увидели. И сразу вылетели в сторону Южно-Сахалинска, перелетая Хабаровск.

Сахалин – удивительный остров. Мы привыкли, например, что у нас все вывески, меню написаны на латышском и русском или английском языках. А тут все на русском и японском. И правила в отеле написаны тоже на русском и японском.

Прилетев, мы сразу сели в машину и отправились на северо-запад острова искать поселок Леонидово. По дороге останавливались у моря, фотографировались, смотрели на нерп, которые вовремя отлива лежали на камнях и кричали. Они такие громкие и толстые! Дедушка даже искупался в море. Оно похоже на Балтийское – идешь полкилометра, а все равно мель. Было одно забавное место – пляж (абсолютно не оборудованный). Туда сахалинцы приезжают на выходные, расставляют там палатки и отдыхают.

На Сахалине очень редко бывает хорошая погода, постоянные тайфуны, дожди. Обычно там поздняя весна сразу перетекает в осень, лета практически нет. И вечный туман.

Доехав до поселка Леонидово, мы сразу пошли гулять. Бабушка, понятно, ничего не помнит, ей было четыре года, когда она уехала. Но вся наша семья знает, что мой прадедушка был летчиком и участвовал во Второй Мировой войне. Он приехал на Сахалин во время Японской войны за освобождением Сахалина. Так как он летчик, значит, где-то должен быть аэродром.

В поселке мы нашли старую разваленную военную базу, где рядом находится мемориал героям Сахалина. Мы узнали у одной женщина, где именно расположен аэродром. Долго плутали по лесам и болотам, но нашли его. Сейчас аэродром весь зарос, и туда приезжают молодые люди покататься на машине».

Маша с родными провела там очень много времени. Бабушка делилась своими воспоминаниями из детства. В Леонидово они переночевали и вернулись в Южно-Сахалинск. По дороге заехали посмотреть водопад. В той местности их очень много. Пришлось, конечно, пробираться через дремучие леса, но они это сделали.

«Сам Сахалин – это другая часть России, она живет в своем мире. Там сохранилось очень много советских построек, памятников.

Сахалин абсолютно не приспособлен для европейского человека. Если бы я там осталась еще на пару дней, то точно не выдержала бы – плохие дороги, никаких заправок, чтобы выпить кофе или поесть».

20 августа

«Весь день мы гуляли по Южно-Сахалинску. Дедушка с Артуром ходили в кино, а после вместе прошлись по магазинам. В общем, ленивый день».