Гениальный режиссёр, Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации. Автор таких культовых фильмов, как «Я шагаю по Москве», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза» и др. Рождённый в Грузии, но в итоге глубоко проникшийся любовью к России – один из лучших отечественных комедиографов Георгий Данелия.

Первые картины: «Тоже люди» (1959), «Серёжа» (1960) принесли режиссеру главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах. В этих фильмах уже присутствовали характерные особенности стиля Данелия, которые мы потом встречаем в большинстве  следующих лент, где эксцентрика, сатира и сарказм уживаются с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все герои для Данелии без исключения – «тоже люди», даже понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию.

В 1954 году режиссер закончил Московский архитектурный институт, а в 1956 году Георгий Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм». Его учителями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман и др.

Данелия работал архитектором в Институте проектирования городов («Гипрогор»). Увлечение архитектурой нашло отражение и в его дальнейшей режиссерской работе.

«

Замысел будущей картины, – признается Георгий Николаевич, – начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений. По первому образованию я архитектор, и это, видимо, неистребимо…

»

Факты творческой биографии

В титрах фильмов Данелии, начиная с «Не горюй!» (1969), значится некий Рене Хобуа, занятый в эпизодах, однако реального актёра с таким именем нет. В действительности Рене Хобуа – грузинский строитель, однажды повстречавшийся Георгию Данелии и Резо Габриадзе в гостинице, где они пытались «испытать» на нём создаваемый сценарий.

В большинстве картин режиссера играет Евгений Леонов, которого Георгий Николаевич называл своим талисманом. Часто Леонов также поёт русскую народную песню «Мыла Марусенька белые ножки» .

«     

  После картины «Тридцать три» почти во всех моих фильмах звучит песня «Мыла Марусенька белые ножки». И часто меня спрашивают – а что эта песня значит?

Ничего. Память. Когда снимали в «Тридцать три» сцену «выступление хора завода безалкогольных напитков», я попросил Леонова спеть «Марусеньку» – это была единственная песня, слова которой я знал до конца. Леонов так спел эту песню, как мог спеть только он один. И мне захотелось, чтобы она звучала везде…

»

Данелия очень нравилась актёрская игра Борислава Брондукова, поэтому, когда он писал сценарий к фильму «Кин-дза-дза», он придумал роль специально для этого артиста. Однако, когда начались съёмки фильма, Брондуков («Мимино») перенёс инсульт и, к сожалению, не мог сниматься. В результате героя убрали из сценария.

После выхода картины «Кин-дза-дза!» к Данелия обратился американский режиссер с предложением делать спецэффекты, поскольку ему очень понравился полет пепелаца. Данелия ответил, что никаких спецэффектов тут не было, а гравицаппу ему дали в Министерстве обороны. Через какое-то время Данелия позвонили военные и сказали не валять дурака, потому что американец на полном серьезе запрашивал у них гравицаппу.

Георгий Николаевич ушел, но благодаря его картинам, память о нем будет жить вечно…

 

Александра Гаманенко