«Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить,

фальшивить и показушничать. И учат нас этому

десятки учителей и сама жизнь! Так что бросьте,

Елена Сергеевна, мы – ваши дети. Кровные дети,

а не пасынки, и не открещивайтесь от нас

руками и ногами, вы нас породили сами!»

Театр – это всегда что-то особенное, трепетное. Ты приходишь на спектакль, испытываешь катарсис, переживаешь всю палитру чувств героя в течение двух часов. После долгие аплодисменты, цветы и обсуждения увиденного с друзьями, которые испытали те же эмоции. В театре, в отличии от кино, ты взаимодействуешь с актерами. Это не статичная картина, а каждый раз новая игра. 

Возможно, вы читали пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» (1979) или видели картину Э.Рязанова (1988) с одноименным названием. Сегодня речь пойдет о постановке Антона Киселюса, эстонского режиссера, в «ТРУ Театр».

Театр начинается с вешалки, а пьеса с предыстории ее написания. Жизнь пьесы была не из легких. В 1979 году ее написала Л.Разумовская по договоренности с министерством культуры, которое после и на ковер вызывало автора, и грозные речи произносило, а потом вообще сделало вид, что пьесы никогда и не было. Несмотря на негативное отношение власти, «Дорогая Елена Сергеевна» была поставлена в Таллине, а после и в Ленинграде.

О пьесе говорили много и громко – ее ставили во всей стране. Но через год ее запретили, а спустя несколько лет, в начале горбачевской перестройки, о пьесе снова вспомнили. И вот Э.Рязанов снял фильм, ее снова начали ставить в стране, а после она перелетела зарубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а так же в Америке и Канаде. Самый большой успех на ее долю выпал в Германии, где, пожалуй, нет ни оного города, где бы ни шла «Дорогая Елена Сергеевна».

Сегодня «Дорогая Елена Сергеевна» блестяще сыграна молодыми талантами «Тру театра». Они заставляют бегать мурашки по коже, постоянно держать руку на пульсе, а в финале даже прослезиться от душераздирающего крика Елены Сергеевны (Грета Сабурова).

Ляля (Дарья Белодед), Витёк (Алдар Когаев), Пашка (Данила Дробиков) и Володя (Роман Колбин) приходят поздравить «по поручению всего класса» свою учительницу математики, «дорогую Елену Сергеевну», с днем рождения. Цветы, теплые слова, набор фужеров в подарок растрогали Елену Сергеевну до глубины души. На скорую руку она накрывает стол, звучит музыка, начинаются танцы.

Но хорошее настроение резкое исчезает, когда выясняется, что ребята пришли не поздравлять от чистого сердца учительницу с днем рождения, а ради хороших экзаменационных оценок.

Володя, будущий дипломат, предлагает Елене Сергеевне сделку: лечить её маму у известного профессора взамен на ключ от сейфа, в котором лежат экзаменационные работы. Учительницу поражает бесцеремонность и наглость ребят. Она попросит их немедленно покинуть квартиру, но ребята стоят на своем и опускаются до угроз и вымогательства. Это возмущает учительницу. Она не может понять, почему в детях нет таких жизненно необходимых понятий как милосердие, доброта, бескорыстие, совесть, честь.

Володя привык получать все, что он хочет, поэтому непоколебимость Елены Сергеевны вызывает только азарт. Он видит, что его попытки неэффективны, поэтому прибегает к обыску. Заигравшись, подростки не понимают, какое унижение и боль причиняют человеку.

Ляля, Витек, Пашка запутались в своих суждениях и под утро понимают, что поступили неправильно. События к концу пьесы накалены до предела – еще чуть-чуть и произойдет непоправимое. Они покидают квартиру ни с чем, хотя могли забрать ключ. Его ценой оказалась жизнь человека.

В чем же феномен пьесы? Это именно тот спектакль, который заставит выйти из зоны комфорта. Эмоции, проходящие красной нитью через весь спектакль, – отвращение и жалость. Отвращение испытываешь к ученикам, которые возомнили себя хозяевами жизни, хотя сил еще не всем хватает пройти до конца этот путь. Нежизнеспособная нафаршированная идеалами учительница вызывает те же чувства. И при этом их всех одновременно до дрожи жаль, ведь и дети, и учительница – продукт своего времени и воспитания.

Фото: Екатерина Маринина

 

«ТРУ Театр»:

 

Кристина Гомзелева