Антиутопия представляет собой литературный художественный жанр, полностью противоположный утопии – за красивой оберткой прячется отнюдь не сладость, а начинка, полная горечи и остроты. Но все мы любим разные «конфеты», и эта точно кому-то придется по душе.

1. «Кысь» Татьяна Толстая, 2000

«Кысь» является актуальной антиутопией, предстающей одновременно в обличии страшной и прекрасной сказки, которая повествует о гибели нашей цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное – о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного.

Этноцентрированная постапокалиптическая антиутопия Т. Н. Толстой. В романе рассказывается о том, что может произойти с Россией после ядерной войны. Роман пропитан иронией и сарказмом. Действие романа происходит после ядерного взрыва, в мире мутировавших растений, животных и людей. В массах прежняя культура отмерла, и только те, кто жил до взрыва (т.е. «прежние»), хранят её.

 

2. «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро, 2005

Проникновенная антиутопия, способная зацепить даже самое холодное сердце. В романе рассказывается о судьбе 3-х друзей, которые росли в закрытой школе. Томми, Руд и Кэти, как обычные дети, учились, играли, участвовали в школьных спектаклях и рисовали забавные картины. Однако, через какое-то время они узнали, что их судьба – это донорство. Они были созданы специально для того, чтобы спасти безнадежно больных. И этих детей это не шокирует. Они безропотно готовятся к тому, чтобы сначала стать помощниками и скрасить последний дни своих товарищей, а потом и самим получить вызов на выемку.

3. «Повелитель мух» Уильям Голдинг, 1954

Одна из противоречивых антиутопий, которую каждый понимает по-своему. В книге рассказывается о жизни мальчишек на необитаемом острове, на который они попали при крушении самолета. По мере проживания на острове раскрываются не только характеры, но и истинные лица его обитателей. По истине гротескная антиутопия, которую называют «черной робинзонадой»

4. «Пляж» Алекс Гарлендт, 1996

Роман-антиутопия о самосознании наших молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира. Архетипический мотив поисков земного рая его обретение и разрушение обнаруживают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения без иллюзий.

Представьте себе, что вы попали в рай. В совершенно классический рай – пальмы, песок, кокосы и не хватает только гамака. Притом об этом рае мало кто знает, а потому чужаков там практически не бывает. Звучит заманчиво, не так ли? Вот и Ричард так подумал, когда увидел на своей двери таинственную карту, ведущую на загадочный Пляж. Прихватив двух случайных попутчиков, он отправляется в погоню за своей мечтой.

«Пляж» – это история о том, как бывает страшно, когда мечты оборачиваются реальностью.

5. «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд (серия из 3-х книг), 1957

Основная идея романа заключается в том, что мир держится на талантливых творцах-одиночках, которых автор сравнивает с мифическим титаном Атлантом, держащим на плечах небесный свод. Если эти люди перестанут творить («держать небо на плечах»), то мир рухнет. Именно это и происходит в романе, когда творцы-Атланты проигрывают в борьбе с правительством социалистического толка

Книга 1. Часть 1. Непротиворечие (перевод: Ю. Соколова).

Книга 2. Часть 2. Или-или (перевод: В. Вебер).

Книга 3. Часть 3. А есть А (перевод: Д. Вознякевич).

Названия частей романа соответствуют трём законам формальной логики: 1 часть – «Непротиворечие» (Non-Contradiction), то есть закон непротиворечия, 2 часть – «Или-или» ( Either-Or), то есть закон исключённого третьего, 3 часть – «А есть А» (A Is A), то есть закон тождества.

В первой части читатели знакомятся с главными героями, гениальными предпринимателями, которым противостоят их антиподы – бездарные государственные чиновники. Повествование начинается с вопроса: Кто такой Джон Голт? И на этот вопрос будут искать ответ герои романа и его читатели.

Вторая часть романа «Атлант расправил плечи» – социальный прогноз. В ситуации, когда правительство берет курс на «равные возможности», считая справедливым за счет талантливых и состоятельных сделать богатыми никчемных и бесталанных, проигравшими оказываются все. Запрет на развитие производства и лоббирование интересов «нужных» людей разрушают общество. Динамика повествования задается сложным переплетением судеб героев, любовными коллизиями и загадкой, кто же такой Джон Голт.

Третья часть романа развенчивает заблуждения мечтательных борцов за равенство и братство. Государственные чиновники, лицемерно призывающие граждан к самопожертвованию, но ограничивающие свободу предпринимательства, приводят страну к экономическому краху. Сюжет сплетается из финансовых и политических интриг, и одновременно звучит гимн новой этике: капиталистическая система ценностей не только социально оправданна, но и нравственна. Герой нового мира, гениальный изобретатель Джон Голт, провозглашает принцип «нравственности разумного эгоизма» одной фразой:

«Я никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня»

 

Картинки: google.ru

Дарья Марусеева