Мультимедиа Арт Музей Москвы, а сокращенно просто МАММ – место удивительное. Один день, семь выставок, десятки экспозиций, сотни эмоций и миллион поводов задуматься. Каждая выставка проходит на отдельном этаже. Стены каждого этажа выкрашены в свой цвет: красный, зелёный, белый, бежевый… Но остановлюсь на том, где стены тёмно-серые. Здесь представлена выставка «Жертвам политических репрессий посвящается».


«Арестовать, как заложников, крупных представителей буржуазии, помещиков, фабрикантов, торговцев, контрреволюционных попов, всех враждебных советской власти офицеров и заключить всю эту публику в концентрационные лагеря, установив самый надёжный караул, заставляя этих господ под конвоем работать»

Секретный приказ ВПЧ 2 сентября 1918 года.


Зал с чуть приглушенным светом поделён на несколько частей двумя перегородками.

Напротив входа, на стене крутят ленту черно-белого фильма. Исторические кадры, на которых запечатлены люди в лагерях, куда попали против собственной воли.


«…куда будут заключаться темные агитаторы, контрреволюционные офицеры, саботажники, паразиты, спекулянты, кроме тех, которые будут расстреливаться на месте преступления или приговариваться Военно – революционным трибуналом к другим карам…»


Первая перегородка.

Здесь представлено то, что сегодня мы называем модным английским словом «look». Перед dами «look заключенного»: грязная, рванная, на первый взгляд совсем хиленькая телогрейка и потрепанная обувь. Кажется, что эта одежда нацелена лишь на то, чтобы прикрыть наготу, но не на то, чтобы укрыть от мороза.

Рядом с этими экспонатами в перегородку встроена тяжёлая железная дверь с огромными засовами. Именно такие двери были в камерах заключенных.

Казалось бы, и что? Дверь, как дверь. Сложно представить, что для заключенных, запертых в камере, эта дверь – тонкая грань между двумя реальностями, между свободой и настоящим заточением, между жизнью и существованием.

В двери есть небольшое окошко. Открыть его можно лишь с одной стороны, снаружи. Непозволительная роскошь для заключённых иметь возможность открывать самостоятельно это небольшое окошко в мир.

Проектор всё еще крутит черно-белый фильм.

Внизу небольшой выступ, обнесенный колючей проволокой, на котором два больших мотка такой же проволоки. Сознание невольно начинает рисовать картину, как узник в отчаянии хватается за эту проволоку, а колючие шипы впиваются в кожу и разрывают ладони.


«….проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения врагов рабочего класса, наконец, политику подавления сопротивления эксплуататоров…»


Пустая стена, на которой другой проектор показывает в ряд десятки фотокарточек людских лиц. Внизу фамилия, инициалы. Несколько секунд всматриваешься в эти лица обреченных, давно уже расстрелянных, а может, умерших от голода или антисанитарии, как проектор делает щелчок и изображение меняется.

Снова десятки фотокарточек, только на них уже другие люди, другие имена. Но всё то же горе на лице, всё те же мертвые глаза у ещё живых на тот момент.

На другой стене представлена историческая справка.

Кусочки живой истории – краткие биографии известных репрессированных духовных деятелей, писателей, ученых, художников. Отрывки из их дневников и писем.


Всеволод Мейерхольд. Театральный режиссер, актер, педагог.
20 июня 1939 года арестован.
7 февраля 1940 расстрелян.
Его жена убита при невыясненных обстоятельствах 15 июля 1939 года, после составления жалобы на одного из агентов НКВД.

«Меня здесь били – больного, 65-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине… следователь всё время твердил, угрожая: не будешь писать (то есть сочинять, значит?!) – будем бить опять… И я всё подписывал до 16 ноября 1939 г. Я отказываюсь от свои показаний, как выбитых из меня, и умоляю Вас, Главу Правительства, спасите меня, верните мне свободу. Я люблю мою Родину и отдам ей все мои силы последних годов моей жизни…»

Из письма председателю Совета Народных Комиссаров СССР Молотову


 

Дочитываешь историю одного, а за спиной проектор успевает щелкнуть ещё несколько раз, одни фотокарточки сменяются другими.
Всё новые и новые лица, фамилии.

Историй на стене поместилось немного. Вот биографии выдающегося учёного Королёва, писателя Солженицына… это лишь несколько человек из длинного списка тех, чьи умы и таланты пытались в буквальном смысле уничтожить.

Сбоку снова перегородка. В неё вставлена металлическая чёрная решетка. Сквозь неё видишь написанный на серой стене список.

Это всё продолжаются имена репрессированных. Будто бы создатели выставки хотели хоть как-то, но упомянуть каждого.
Репрессированные, упомянутые на стене и у всех один печальный конец.

Р а с с т р е л я н.

Небольшая выставка памяти жертвам репрессий прошлого века. Если смотреть в масштабах истории – это было совсем недавно.

История каждого – сюжет для книги и готовый сценарий для фильма.

Но не все имена можно увидеть в исторических справках в музеях, прочитать в документах.

Не все ужасы, пережитые ими, рассказаны и описаны.

Но посетив выставку в ММАМ можно не только почтить их память, но и прикоснуться к истории.

Выставка продлится до 25 февраля.

Фото www.mamm-mdf.ru

 

Аля Владимирова