Год: 2016

Страна: Россия

Режиссер: Алексей Красовский

В главных ролях: Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Ксения Буравская, Полина Агуреева

l
l
l
l
Фильм «Коллектор» является снятым моноспектаклем. Для исполнителя главной роли – Константина Хабенского – это было «испытанием и проверкой на прочность с точки зрения профессии», по крайней мере именно так он охарактеризовал свою работу в фильме в одном из интервью. С этим испытанием Хабенский справляется достойно, о чем свидетельствует приз  за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр».

 Из названия ясно, что зрителю будет рассказана история одного коллектора. Артур – преуспевающий в своем деле коллектор, выбивает деньги из кредиторов при помощи психологического давления. Его любит начальство, у него есть любимая девушка, он имеет хорошее положение в обществе. Но однажды все меняется. В сеть кто-то выкладывает компрометирующее видео, которое выставляет главного героя в плохом свете. В след за этим, несомненно, приходит озарение:  Артур понимает, что его жизнь была не такой, неправильной, если можно так сказать и быстро пытается разобраться с ситуацией.

Алексей Красовский погружает зрителя в определенные пространственно-временные рамки, тем самым концентрируя внимание лишь на представленном событии. Место действия – офис коллекторского агенства, время действия – несколько часов. Интригу поддерживает игра видимого и невидимого в кадре. Артур  общается по телефону со всем своим окружением от начальства до любимой девушки. Режиссер оставляет этих героев за кадром, в кадре присутствуют только звуки из телефонной трубки, которые оживляют темное и скучное пространство офиса. Между разговорами не проходит и минуты, создается иллюзия того, что Артур не один в офисе, но он одинок – у него нет истинных друзей, любящей жены и уютного дома. Реалии современного мира таковы, что за мишурой повседневной жизни, и, казалось бы, важными телефонными разговорами ничего не стоит. Люди из списка контактов отворачиваются от него в сложную минуту. До появления видео они говорят о дружбе и уважении, но стоит им увидеть видео, они не разбираясь предпочитают прекратить общение со своим другом. Никому не интересно знать как было на самом деле, и уж тем более никто не собирается помогать Артуру искать правду.

Одиночество главного героя заставляет зрителя сопереживать ему. Коллектора даже становится жаль. С каждым телефонным звонком накал увеличивается, и зрителя все больше интересует: сможет ли Артур доказать свою невиновность? Успеет ли спасти свою репутацию? Однако, от чего спасаться герою, каждый волен выбирать сам. «Позорное» видео, из-за которого все друзья готовы отказаться от Артура режиссер тоже сделал невидимым для зрителя. Ничто не должно отвлекать от сути. Но даже такой казалось бы невесомой улики, как фальшивое видео, становится достаточно, чтобы преуспевающего коллектора превратить в изгоя, которого начинает шантажировать его же охранник.
Хабенский прожил в кадре несколько часов из жизни человека пытающегося ожить, после того как неожиданно для себя самого он оказывается загнанным в угол. Самоуверенный, хороший психолог-манипулятор он и не думал, что кто-то может попробовать использовать его приемы против него самого. Осознание этого изменяет  угол зрения героя, но как и должно быть в кино, происходит это слишком поздно. Сюжетная линия переговоров Артура с девушкой из ветеринарной клиники, куда он отвез случайно спасенную собаку, безусловно, очеловечивает героя. Он проявляет милосердие к бездомной собаке, везет ее в клинику и оплачивает операцию, он вот-вот готов взять пса себе и даже называет его своим именем, но пес умирает. Трагическую развязку по аналогии с этой ситуацией получит и весь фильм.
 Если мыслить образно, то коллектор – палач, а должники – его жертвы, но суть трагедии в том, что граница между палачом и жертвой не такая прочная, как кажется на первый взгляд. Палачу тоже может быть суждено познать опыт жертвы. Еще больше усугубляет трагедию, что ее причиной становится случайность, ошибка. Но привели к этой ошибке вполне четкая жизненная установка и правила, по которым живет коллектор. Он делает свою работу виртуозно, но это приносит беды другим людям, и рано или поздно ему бы пришлось за это ответить.
Кристина Смыгалина
Рецензент