Иногда отношение к какому-либо актеру, режиссеру и любому другому деятелю искусства сложно описать одним словом. Эта роль мне нравится, а эта нет, этот фильм хорош, а этот совсем нет. Так нравятся мне его работы в конце концов или нет? Да не знаю, по-разному. Наверное, такое чувство знакомо многим. 

Однако, когда речь заходит о Никите Михалкове, общество обычно делится на две группы: тех, кто любит его творчество и следит за всеми постановками, и тех, кто его терпеть не может и по доброй воле почти не смотрит. Думаю, это подтверждение того, что вне зависимости от отношения к режиссеру, его работам следует уделить внимание. Касается это и спектакля «Метаморфозы».

михалков

Изначально спектакль представлял собой дипломную работу первого выпуска Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. 15 июня 2016 года на сцене Государственного театра киноактера состоялся итоговый показ — открытая репетиция спектакля. Однако попасть туда можно было лишь по специальным приглашениям. «Метаморфозы» были встречены положительными отзывами критиков. Кинорежиссер Владимир Хотиненко поделился впечатлениями с «Российской газетой»: «Спектакль произвел на меня грандиозное впечатление не только как на профессионала, но и как на обычного зрителя, — говорит кинорежиссер. — В «Метаморфозах» грандиозная сценография. Как будто и декорации, и отношения героев сплетены из воздуха. По форме спектакль очень необычен. И когда перед каждой частью сначала в словах проговаривается, что мы увидим, и потом мы действительно это видим, но уже на другом языке, да еще и в потрясающем качестве, это невероятно».

«Метаморфозы» — действительно оригинальны. Это не спектакль в привычном его понимании. Сам художественный руководитель Академии, Н.С. Михалков, называет постановку творческой лабораторией или открытой репетицией. Зрители словно заглядывают за театральные кулисы, слушают рассуждения режиссера о кинематографе и театральном искусстве, становятся свидетелями того, как он работает с актерами.

В перерывах между шестью совершенно непохожими друг на друга мини-спектаклями на сцену выходит Н.С. Михалков. Он не только даёт небольшой комментарий тому, что затем будет происходить на сцене, но и объясняет, почему была выбрана именно такая форма подачи произведения, какие задачи решает режиссер, каким должен быть настоящий актер. «Если актрису после каждого спектакля увозят на скорой — она не актриса, а просто больной человек, — говорит Михалков. — Актеру необходима техника. Без нее он лишь актер одной роли. Театр — это непрерывное действие, здесь нет монтажа. Сохранить энергетику за множество дублей без концентрации нельзя. Слёзы, смех — это всё техника дыхания. Профессионализм актера». И надо сказать, всем этим выпускники Академии владеют в полной мере.

А ведь ставить на сцене прозу, тем более произведения И.А. Бунина, в которых значительная роль отводится пейзажу — непростая задача. Именно сочетание кинематографа и театра позволили её успешно решить. В постановках используется прозрачный экран, благодаря которому перед глазами зрителей то проносятся поезда, то появляется пустой осенний парк, то светит солнце, то сгущаются сумерки и льет дождь. Порой картина кажется настолько реалистичной, что забываешь — это не кино, перед тобой обыкновенная сцена и на ней находятся актеры, которые играют роль здесь и сейчас. Использование современных технологий, хореографии, пантомимы позволяет актерам раскрыть всю глубину произведения, а зрителям пережить бурю эмоций всего за 15-20 минут. «Мы живем в век интернета, в эпоху гаджетов, и не пользоваться сегодня современными достижениями, быть архаичным – коврик и два стульчика – как Станиславский завещал – это неправильно», — объясняет один из режиссеров «Метаморфоз» Сергей Газаров.

В каждой картине («Беззащитное существо», «Ушла», «Бабы» А.П. Чехова, «Легкое дыхание», «Холодная осень», «Месть» И.А. Бунина) есть свои особенности. Если писатели умели передать главную идею своих произведений

Спектакль дает возможность совершенно по-новому взглянуть не только на давно знакомые произведения, но и театральное искусство в целом.

Фото: http://www.academynsm.ru

Мария Рубникович