12 февраля в Центральном Выставочном зале «Манеж» прошло торжественное открытие Московской международной биеннале «Мода и стиль  в фотографии – 2019». На открытие собралось не только огромное количество любителей фотографии, журналистов и искусствоведов, но и представители московского бомонда.

Сама программа состоит из большого числа выставок (около 40), которые будут проходить на различных выставочных площадках Москвы.

В ЦВЗ «Манеж» традиционно представлены важнейшие проекты фестиваля: выставка «Люди» Юрия Роста, приуроченная к юбилею известного фотографа, «Туда, где нет света» аргентинской художницы Габи Хербштейн, «Глэм-эстетика власти. Путешествие в Северную Корею» итальянского фотографа Пьера Паоло Косса, «Внутреннее путешествие» российского фотографа и ученика школы Родченко Дмитрия Лукьянова, «Где мой пластиковый пакет?» Лилии Ли-Ми-Ян и Катерины Садовски, и, конечно же, выставка российского дипломата и режиссера-документалиста Сергея Ястржембского «Африка:zoom in/zoom out».

«Где мой пластиковый пакет?» первая, представленная в Манеже, совместная работа двух фотографов.

Лилия Ли-Ми-Ян из Ашхабада, выпускница школы Родченко, курса документальной фотографии, известна своим циклом фотографий «Хозяева и обслуга». Катерина Садовски – молодой и талантливый фотограф, чьи снимки уже успели попасть в итальянский «Vogue».

Работа этих двух талантливых женщин – тщательно продуманный проект, посвященный исследованию проблемы пластикового мусора и той ответственности, которую несет человек не только за своё будущее, но за  будущее всей планеты. Нашумевшая, но не теряющая своей актуальности тема, в данном случае представлена несколько с иной стороны. Помимо того, что создательницы продумали активистскую часть (в местах, где проходит выставка, устанавливаются контейнеры с подписью «Plastic for air» и каждый человек, выбросивший пластиковую бутылку, становился участником), они стали рассматривать пластик и всё, что сделано из него не просто как отходы, способствующие глобальным изменениям в экосистеме, но и как самый настоящий ресурс. Ресурс, который после переработки может быть использован при создании каких-нибудь скульптур.

Проект Ли-Ми-Ян и Садовски – призыв задуматься не просто о том, что ждёт человечество, но и о тех технологиях, программах и инновациях, о которых необходимо позаботиться.

В рамках биеннале художественно-научный проект Лилии Ли-Ми-Ян и Катерины Садовски поддерживает Volvo Car Russia.

«Туда, где нет света» Габи Хербштейн – самая яркая серия фотографий. Краски, сюжеты, всё бросается в глаза.

В объективе камеры народный аргентинский праздник La Diablada, который с размахом отмечают в провинции Жужуй.

Этот карнавал отличается тем, что здесь переплетаются и индийские, и испанские культурные традиции. Возможность принять участие есть не у каждого, оно передаётся по наследству. Требуется тщательная подготовка костюма дьявола. Порой жители провинции копят деньги на свои наряды в течение всего года, чтобы продемонстрировать своё уважение богам.

Участие в La Diablada это дань языческим традициям, которые передаются из поколения в поколение. Танцующие и наслаждающиеся атмосферой праздника дьяволы спускаются в пещеры, «туда, где нет света», чтобы сбросить с себя весь тот негатив, который накопился за год, очиститься и воздать благодарность силам природы за дарованное ими освобождение.

Помимо призыва о сохранении такого богатого культурного наследия в работах Хербштейн поднимается не менее важная проблема: экологическая. Вот праздник закончился, все разошлись, пышные наряды сняты, маски спрятаны до следующего года, а что осталось? Лишь следы празднества. Мусор, валяющийся на земле.

Фотографии это не только напоминание, насколько важно знать, помнить и хранить то, что досталось от предков и что нас идентифицирует, но и как много проблем стоит перед человечеством: в том числе проблема загрязнения окружающей среды.

«Глэм-эстетика власти. Путешествие в Северную Корею» продолжает серию фотоснимков со всего мира. На этот раз итальянский фотограф и художник Пьер Паоло Косс, который, к слову, на открытии выставки был очень улыбчив и приветлив, приглашает всех отправиться в самую закрытую страну мира. Практически неизвестная для всех Северная Корея в сознании людей по многим причинам представляется серой или вообще бесцветной. На снимках же Пьера Паоло Косса преобладают яркие, броские цвета, смотря на которые, сложно поверить, что речь идёт именно об этом месте. В проекте, над которым работа началась ещё в далёком 1992 году, совмещен как талант фотографа, умеющего «поймать момент», так и художника, умеющего акцентировать внимание на главном с помощью красок. Мало кто когда-либо изображал Северную Корею в подобной цветовой гамме, при этом демонстрируя обязательные, тщательно продуманные до каждого движения парады, посвященные правящей династии.

Прямо из ЦВЗ «Манеж» ещё можно перенестись в Африку благодаря Сергею Ястржембскому. Российский государственный деятель, дипломат, посол, помощник президента Российской федерации, оставил все высокие и престижные посты, и сейчас это режиссёр – документалист, снимающий один из самых загадочных континентов нашей планеты. Африку, которая, кажется, такая далёкая, неизведанная, экзотичная и такая интересная.

Африка на снимках Ястржембского представлена в лицах, разных и удивительных. Народности Сурма, Динка, Химба, Йоруба, Догоны, Масаи…сколько народностей и сколько разных обрядов, ритуалов и действ, которые нам не просто неизвестны и чужды, но и по-настоящему непонятны. Возможность увидеть их предельно близко и чётко.

Помимо отдаленных уголков нашего большого мира в «Манеже» представлены и снимки из России. Выпускник школы Родченко Дмитрий Лукьянов в своём проекте «Внутреннее путешествие» отправляется вглубь родной России, чтобы увидеть ту, другую жизнь, что существует за пределами Москвы. Это «внутреннее путешествие» не только по территории необъятной России, но и вглубь сознания, чтобы лучше понять и прочувствовать собственное отношение к родной стране.

Большая коллекция фотографий под названием «Люди» приурочена к 80-летию российского фотографа и журналиста Юрия Роста. Выставка, состоящая как из портретов известных деятелей культуры, науки, медицины, так и из снимков незнакомцев: случайных попутчиков и просто прохожих, это симбиоз фотографии, сделанной художником и текста, созданного  писателем. В каждом портрете, в каждом снимке чувствуется настоящая жизнь, полная чувств, переживаний и желаний.

«Бог устроил всё тоскливо. Он ограничил время нахождения в пути, но не сам путь. Конечна жизнь, сказал он, но желание жить – бесконечно».

Программа биеннале также будет проходить и на других выставочных площадках Москвы, а все представленные в Центральном Выставочном Зале «Манеж»  проекты можно будет посетить до 10 марта.

 

Фото: mamm-mdf.ru,  google.comgabyherbstein.com

 

 

 

 

 

Аля Владимирова