Может быть, вам тоже не спится ночью и в уставшую голову лезут навязчивые мысли? Театр «Человек» представляет вниманию зрителя трагифарс «Ночные бдения», поставленный Людмилой Рошкован по философскому роману 19 века немецкого писателя Бонавентуры.

1-3-e1459181903448

Первое, что впечатляет при входе в маленький зал, — огромная декорация, разводящая зрителей по две стороны от двери. Что же здесь будет? Сразу, с появления на сцене актеры вводят зрительный зал в транс, повторяя наперебой слова собственных ролей. Как иначе — только в таком состоянии можно по-настоящему проникнуться дальнейшим представлением.

Пытаться объяснить логически происходящее не надо. Вы не забыли — спектакль называется «Ночные бдения»! Смотрите же — перед вами картины воспаленного сознания и воображения! Марионетки управляют марионетками. Офелия (Милена Цховреба) убеждает Гамлета (Алексей Агапов), что поймет, любит ли его, только когда закончится её роль. Бог (Александр Соколовский) играет пылинкой под названием Мир, которая возомнила — к его ярости! — о себе слишком много. Идеалист (Александр Соколовский) и реалист (Андрей Савостьянов) виртуозно соперничают между собой, в итоге, оказываясь двумя масками одного человека. Кто поможет этому сумасшедшему дому под названием жизнь? В финале сцену всё-таки посещает доктор (Андрей Кирьян), но он лишь выслушивает жалобы сумасшедших (или одного сумасшедшего?) — и тотчас удаляется прочь.

1 (8)

Как много ролей проживает человек за свою жизнь! Он может проигрывать роли последовательно одну за другой или играть их параллельно. Он может проигрывать их одинаково или играть каждый раз по-разному. Стоит ли искать свое настоящее «я» и можно ли его, в конце концов, найти? Очень уж трагичным выходит у героев спектакля этот поиск. И очень уж комичным. Диалектика! И это единство противоположностей преследует героев. «Я вас ненавижу!» — кричит герой Алексея Агапова. «Я вас люблю!» — кричит он же. «Я ненавижу вас за то, что вас люблю!» Это разведение собственной личности от мира и неспособность без мира полноценно существовать разрывает героев, уязвляет их, побуждает встать с пола и действовать — постоянно кому-то или чему-то противостоять.

Каждый человек — актер, имеющий свои задачи на сцене жизни. Пусть даже самые простые: пойти туда-то, взять то-то, попить воды из фонтана, завернуть обе штанины до колена… Он пытается их достичь любыми средствами. Он маниакально идет вперед, чтобы сделать то, что задумано даже не им — текстом никому до конца неизвестной пьесы. Другой человек, встречающийся на пути, — помеха, преграда. Любое пересечение, взаимодействие людей друг с другом — насилие. В спектакле всё сокровенное, личное вынесено на поверхность. Конфликты и переживания происходят не внутри героев — герои вывернуты наизнанку и мы видим пластическое воплощение каждого их состояния. И в этой вывернутости тоже — то трагифарсовое…

1 (4)

Модернистская постановка с актуальными философскими тезисами. Особенно ценной окажется для тех людей, кто считает, что театр изжил себя и не имеет преимуществ перед другими видами искусства. Такого нестандартного и глубокого размышления о человеке не удастся найти ни в одном кинотеатре, такое изображение жизни не откроется за чтением самых серьезных книг.

Алёна Старостина, рецензент

Алёна Старостина

Рецензент