Как поехать в бюджетное путешествие в то место и в то время.

Говорить о том, что мы с подругой все бросили, сорвались и уехали – значит слукавить. Нашу поездку мы начали продумывать почти за полгода до. В процессе знакомства с Карелами, нам неоднократно задавали вопросы по типу: «Что вы забыли в Карелии?», «Почему именно зимой?» и тому подобное. Надеюсь ответить постепенно ответить на все вопросы и вам.

Сямозеро 1

Мы почти сразу решили, что хотим отдохнуть в России, а далее уже ориентировались на время года – зима. Значит, нам нужна зимняя сказка, которая включает в себя красный нос, шуршащие болоневые штаны, непроходимые сугробы по колено и ранний заход солнца. Гуглим «достопримечательности Карелии», и вуаля – этого вполне хватает, чтобы дамы достали все теплые носки из закромов и побежали в магазин за теплой обувью с хорошим сцеплением.

Пытаясь настрочить собственную программу на 8-10 дней перелопатили множество блогов, официальных сайтов парков и вообще интересных мест, обзвонили несколько туристических фирм с вопросом «А как добраться…» и провели более часа в книжном магазине, изучая путеводитель по Карелии («Оранжевый гид» оказался слишком тяжелым и не очень дешевым). Из всей этой литературы сделали один вывод: добраться пешком – не получится –все интересные места от городов находятся далеко, а координироваться с рейсовыми автобусами – тяжко. Но мы – девушки-не промах, считаем, что почти из любой ситуации найти выход можно. И если действительно чего-то хочется, то 2 километра пешком по пурге, в крайнем случае, не остановят.

День 1. Петрозаводск

Этот день – знакомство с главной улицей (конечно же, Ленина), «Биг Беном» на привокзальной площади, заводиками, старенькими зданиями кооперативов, ветхими избенками и даже скромненькими усадебками.

Первое впечатление о городе: Петрозаводск пусть и неофициальная столица Республики Карелии, но по праву метит на это звание. Городок очень уютный, достаточно ухоженный, с развитой и удобной инфраструктурой (по крайней мере центр). Здесь и большие торговые центры, и красивейший университет сталинской постройки, и строящиеся жилые комплексы.

Мы выходим к самому сердцу Петрозаводска – набережной. И замечаем главную и неповторимую достопримечательность республики – сказочные закаты. Пушистые облака спешат подальше от набережной, оставляя хвостики распластывающегося света прямо над заледеневшим озером. Розовый, желтый, голубой, белый цвета смешиваются и представляют картинку бесконечного озера с, тем не менее, видимым концом. Притягивают огромные, но застывшие на зимний сезон в своей работе баржи, корабли, яхты и лодочки. Отделяемая от города склоном с одной стороны и бескрайностью – с другой.

День 2. Кондопожское ожерелье

В первый же день директор хостела, в котором мы проживали (для нас – Дядя Артем), осведомился о наших ближайших планах. Узнав, что мы решили самоубиться где-то на потухшем вулкане Гирвасе, да еще и добраться до места самостоятельно, предложил свою авторскую экскурсию по маршруту: Кондопога (Кондопожская церковь-Кивач-Гирвас-Марциальные воды-Сампо). Ну и отказать такому предложению (1700 рублей с человека – как будто на бензин скинулись) невозможно.

Кондопожская церковь

Церковь успения пресвятой Богородицы – неповторимый памятник архитектуры, полностью выполненный из дерева. Храм был построен во второй половине 18 века в небольшом городке Кондопога.

Пока для нас единственных открывали ставни пустеющей церкви, мы осматривали озеро, над которым парит темная православная постройка, искусно контрастирующая с белым-белым озером.

Кстати, внутри церкви можно ознакомиться с фотоработами Прокудина-Горского. С такими фотокарточками, резкости и цветобалансу которых могут позавидовать современные камеры.

Кивач

Если вам очень холодно, можно согреться лишь посмотрев на воду плюсовой температуры водопада Кивач, которая растопит своим теплом любую льдину и радостно, переливаясь прозрачными голубым, бирюзовым и синим цветами, побежит дальше по порожкам, радуя и маня посетителей.

Здесь же и музей есть, в котором можно ознакомиться с живностью, обитающей на пространствах Карелии, досмотреть фотографии того же Прокудина-Горского, если это не успелось в Кондопоге.

Гирвас

В полутора часах езды от Петрозаводска потух маленький вулканчик Гирвас. Миллиарды лет назад, возможно, здесь были горы высотой около 6 километров, а сейчас мы уже спокойно ходим зимой по плато вулкана и по Гирвасскому застывшему водопаду, который открывается лишь весной после открытия прилежащей ГЭС.
Не устану повторять: в зимнем путешествии куча своих прелестей! Например, можно постоять на лавовых остатках и поразмышлять о рождении вулкана 3 млрд. лет назад.

Марциальные воды

Марциальные воды – это та страничка путешествия по Кондопожскому ожерелью, куда обязательно нужно заехать.

Санаторий открыли благодаря простому мужичку с больным сердцем, который, как ему показалось, излечился благодаря водичке. Весть о целебных свойствах воды с железным привкусом дошла до Петра I, вот на этом месте и было решено построить первый российский санаторий. Из источников можно пить, лечиться.

Сампо

Гора Сампо – значимая для местного населения. Здесь на деревьях висит все, что люди когда-то захотели оставить природе и последующим туристам в память о себе.

Красота не в развешенных нитках, а в высоте, на которой находишься. Ты здесь сравниваешься с верхушками древних елей. И пусть они тебе загораживают другой берег Кончезера, ты все равно замираешь от осознания высоты, от ощущения полета и восхищаешься огромными, но такими ласковыми снежными лапищами деревьев.

___
День 3. Сямозеро и зоокомплекс «Три медведя»

Эту часть путешествия я люблю, наверное, больше всего. История даже не о месте, а о доброте людей, с которыми нам удалось столкнуться.

Мы не внесли Сямозеро с его зоокомплексом в наш изначальный план только потому, что не знали, как до него добраться. Находится это место за чертой города, в полутора часах езды. У нас был один свободный день и нужно было его как-нибудь занять. В хостеле попросили у администратора вызвать нам такси (в одну сторону с машины выходило 810 рублей).

Когда мы подъехали к зоокомплексу (который, надо отметить, имеет при себе базу отдыха, да и устроен очень симпатично – деревянные домики мило вписываются в лесной пейзаж), мы поняли, что никого на месте нет. Ни души. Следов не видно, никого не слышно, сколько мы не стучались, не кричали – нам никто не отвечал. А достав телефоны, поняли, что сотовой связью тут и не пахло, как выбираться обратно – непонятно. Благо, что мы изначально поинтересовались, как задолго надо звонить в службу такси, чтобы уехать обратно, на что таксист нам ответил, что подождет нас здесь, ведь заказов у него других нет, делать ему все равно, якобы, нечего.

Пока мы искали людей на территории «Трех медведей», мы забрели на берег Сямозера. И, надо сказать, – это самое сказочное, незабываемое, пустынное место. Передать все восхищение этим огромнейшим озером, с сугробами по колено невозможно. Но воздух там отчаянно разрывает грудину своей чистотой, леса вдалеке в туманной дымке больше похожи на скалы, а рыбаки больше похожи на маленьких мух из-за расстояния от плотинки, на которой ты стоишь.

Через какое-то время нас окликнул таксист, сказав, что нас там «тетенька ждет». Тетенька оказалась экскурсоводом и провела прогулку про зоокомплексу. Несколько десятков северных животных: мишки, рыси, леопард, совы, филины, лисы, волки и волкособы оставить равнодушными не могут ни взрослых, ни детей. Милая женщина рассказала нам про историю каждого животного, как они появились в комплексе (они все попали туда из лап браконьеров или были подкинуты), как за ними ухаживают. Давала покормить их, а для детишек, по ее словам, в летний сезон практикуют фото с некоторыми животными.