С 11 апреля по 20 мая в Центре современного искусства «Винзавод» пройдет выставка Анастасии Кузнецовой-Руф «От праздника до праздника».

Искусству нужен зритель. По крайней мере, так принято считать. Ведь признанным творцом шедевров можно стать лишь благодаря восторженному и впечатленному зрителю. Два зрителя от Zebro расскажут о посещении закрытого показа картин молодой художницы из России Анастасии (можно ласково «Аси») Кузнецовой-Руф и о том, что они разглядели в «умном» искусстве.

Современное искусство… наверное, оно всё же не для каждого. Или, вернее сказать, невозможно понять, каждого современного художника. Искусство всегда было, да и остаётся – крайне субъективным, все же кем-то принятым и понятым, а кем-то нет.
Работы, созданные молодой и уже востребованной в Европе и России художницей Кузнецовой-Руф не могут оставить кого-то равнодушным. Хотя бы потому, что создаёт она не альтернативные реальности и рисует другие миры, а откровенно показывает нам наш реальный мир.

Она рисует наши будни. Каждый серый день, каждое затяжное «от праздника до праздника».

Маленький кусочек угольного карандаша. Жгуче чёрный, оставляющий линии жизни на полотнах Анастасии Кузнецовой-Руф. Минимум красок, максимум эмоций – так мы охарактеризовали данную экспозицию и определенно не просто так. Серые тона с проблесками жизни идеально отображают то, что происходит с любым из нас каждый день, час, секунду. Ищите себя на полотнах Аси и, без сомнений, найдёте.

Отметим, что картины, представленные на выставке, написаны в разное время. Сама художница говорит, что, несмотря на большой временной разрыв, существующий между созданиями некоторых картин, идея «поженить созданное пять лет назад и созданное относительно недавно» была воплощена более чем виртуозно.
Это как попытка для самой себя понять, что изменилось в видении мира и будней за прошедшее время. Многие картины за тот же уже далёкий 2013 год переросла технически, но не идейно.

«Салют»

Картина – жизнь. Серые, чередующиеся и непрекращающиеся будни, скрашивающиеся мимолетным салютом.

Натюрморт, выполненный в серых тонах, а вдали чуть красок. Буквально несколько мазков. Яркий, праздничный салют где-то там вдали. Маленькие точки, вместе образующие взрыв красок. В масштабах картины, занимающие очень мало места.
Салют – радостное, а главное ожидаемое событие. Столь ожидаемое, что на переднем плане стоит бинокль, который даст возможность разглядеть красочные фееричные огни как можно ближе.

Только вот от салюта нас отделяет большой город, свет в окнах многоэтажек, шоссе, заполненные машинами, все вместе, образующее то непрерывное, но однообразное движение жизни. Оно передано всё в серых тоннах. Ведь для нас это обыденность, то к чему, каждый с пелёнок привык. Также как привык к тому, что жить нужно в ожидании праздника, потому что будет праздничный салют, и в небе мелькнёт что-то ослепительное. Совсем непохожее на то, что видишь каждый день. Вовсе не приевшееся. Особенное.

«Старый Новый год»

Одинокий ствол, украшенный праздничной гирляндой и новогодним шариком. Давным-давно, много лет назад. Сменились поколения, дерево же осталось прежним. И вот, спустя годы, молодая женщина с дочерью вернулась туда, где не была очень долго.
Современность представлена на данном полотне во всей «красе». Забываются истинные моменты радости, праздника. Вместе с детством уходит чувство волшебства, остаётся лишь ощущение реальности, безысходности. И лишь дети, их присутствие может вернуть краски и истинные эмоции.

Девочка в объятиях матери переносит праздник в забытое владельцами место. Гирлянда вновь заискрилась, новогодний шар заблистал, как прежде. И да, именно в этот самый момент Новый год, оставшийся далеко в детстве молодой женщины, возрождается в памяти, оставляя лёгкий налёт детского счастья и обыгрывая название картины.

Различные тона одного цвета и лишь несколько ярких деталей. В тандеме две противоположности соединяются в общее видение, одно изображение. Противопоставленные аспекты превращаются в единую картину, в которой все выглядит настолько гармонично, что мурашки не прекращают свои забеги по коже.
Приятная грусть – основное чувство, охватывающее «зрителя» этого произведения.

«Осьминог»

То, что близко каждому. Ближе, чем можно себе представить.
Голая женщина, обнимающая скользкого, липкого осьминога в душе – какой посыл? А Вы копните чуть глубже и увидите, что даже холодный кафель на фоне – это важный композиционный момент.

Любовь, а скорее лишь только само желание быть любимым/любимой, настолько ослепляет, что можно прижаться со всей силы в холоде окружающего одиночества к кому или даже чему угодно. Уже не суть, что мягкий, но скользкий на ощупь моллюск. Осьминог, не обнимающий, а именно прижимающийся своими присосками к тёплому телу.

Гюго как-то писал об этих морских существах следующее:
«Он тянет вас к себе, вбирает, и вы, связанный, склеенный этой живой слизью, беспомощный, чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище».

Обнимая его, девушке кажется, что она чувствует что-то похожее на отдачу, это что-то похоже на ответные чувства. Это не странная интерпретация такого знакомого чувства одиночества, нет, это то, с чем живёт сегодня большинство – большинство людей, предпочитающих подобную замену настоящим чувствам.

Существуя в мире холодном, как кафель в ванной, настолько хочется ответного тепла, что не всегда обращаешь внимание то, от кого ты его получаешь.

Хотя опять-таки, многое зависит от «глаз смотрящих», потому что один из наших зрителей интерпретировал это для себя, как «больную любовь, когда один любит, а другой лишь присасывается и принимает это как должное».

«Яблоки»

«А от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», – говорится в Библии. Как известно, вкусил Адам плод запретный, так как преподнесла его Ева. Мужчина пошёл за своей женщиной, принял из ее рук то, что принимать нельзя. Зная о последствиях, пошёл на поводу.

На картине «Яблоки» изображены Он и Она, усыпанный сочными плодами стол. Женщина протягивает не целый фрукт, а небольшой кусочек, мужчина же сидит с перекрещенными руками, не желая брать из рук жены (внимание на кольцо) предложенное.

Закрытая поза, расслабленные руки – никакого напряжения.

Он не желает делать то, что велят.

Ни от кого и ничего.

Ни кусочка.

Как современно, Правда?

«На Хамон»

Довольная свинья в желудях. Настолько довольная, что будто бы улыбается с картины. Здесь сразу можно вспомнить про теорию «счастливых хрюшек». Какое-то время назад все новостные порталы пестрили очередным открытием британских учёных (при всём моём уважении), мол, «фермеры Великобритании поднимают настроение свиньям, чтобы улучшить качество бекона!».

Если верить в эту теорию, то чем счастливее свинка при жизни, тем вкуснее её мясо после. Качество нарезки и бекона напрямую зависит от состояния души. К слову, все ведь прекрасно понимают, что речь идёт не только о качестве свинины в мясной лавке.

«Напор»

Экспозиция из нескольких картин. На этих картинах больше всего ярких красок. Обнаженные девушки на белоснежном фоне и взрыв красок разных цветов. Героини картин пытаются сдержать напор ярких брызжущих с неимоверной силой красок.

Демонстрация чувств, в наши дни равносильно «трубу прорвало», нужно исправить и перекрыть поступающих поток. Когда эмоции бьют ключом, разбавляя серые будни, а ты, хочешь того или нет, пытаешься заткнуть этот фонтан, потому что не принято, потому что не привыкли мы к такому.

Обнаженные девушки на белоснежном фоне и брызжущие с неимоверной силой во все стороны разноцветные краски. Героини картин выставляют вперёд руки, пытаясь как-то сдержать этот напор.

«Через край», «Подзорная», «Глазок»

«Дети должны – пока они остаются детьми – быть руководимы родительской властью, но в то же время должны быть готовы к тому, чтобы не всегда оставаться детьми»,- писал Кристоф Виланд. Серия картин Аси Кузнецовой-Руф наиболее полно олицетворяют эту мысль.

Картина «Через край» показывает всю непосредственность и самобытность детей в столь нежном возрасте. На кристально белом фоне изображена девочка нежно бежевого цвета. Подобный выбор тонов являет идею естественности и чистоты. Никаких лишних деталей — только истинная природа светлой души.

Помимо врожденных качеств, важную роль в воспитании мировоззрения играет влияние родителей. Именно родительское видение мира становится как нечто подобное подзорной трубе, котороя позволяет ребёнку заглянуть по ту сторону забора. Зачастую это становится хорошим опытом и выстраивает правильную систему ценностей, но бывает и наоборот…

Рано или поздно ребёнок вырастает и начинает смотреть на реальность сквозь собственную призму, воспринимать мир субъективно. Тогда ладони родителей, формирующие «подзорную трубу» своего чада, исчезают. Появляется свой собственный «Глазок».

Что и грустно, и правильно одновременно.

Все три полотна выдержаны в одной цветовой гамме и отличаются лишь своим посылом. Детство – беззаботный период жизни, наверное, даже самый счастливый. В этот период формируется отношение ко всему, что окружает. Участие родителей в этом процессе естественно и безоговорочно. Но не стоит делать детей точными копиями себя.

Но все же, как жаль, что нельзя снова посмотреть через эту подзорную, оставив на мгновение глазок…

«Входящий вызов»

Мечта, надежда и вера. Как часто мы отдаёмся моменту и погружаемся в грезы о счастливом будущем или хотя бы посвящаем время действительно важным вещам? На что мы тратим жизнь в современное время? Если взглянуть правде в глаза, то ответом будет очевиден – рутинная работы и интернет. В частности, социальные сети, виртуальный мир и обособленность от жизни в настоящем ее проявлении.

Картина полна достаточно явных символов, которые невозможно не заметить. Самый главный и осмысленный из них – небесный фонарик. По китайским преданиям, он символизирует невидимую связь между живыми потомками семьи и умершими предками. По версии буддистов, летающие фонарики освобождают от негатива. Но мы, обычные люди, вместе с фонарем запускаем в небо свою мечту и просим о ее осуществлении.

Но что в этот момент делает девушка, изображённая на картине?
Можно подумать, что разговаривает по мобильнику, но на самом деле все куда страшнее – она упускает возможность насладиться моментом.

Уделяет внимание серому мазку, а не палитре красок.

Одним словом, расставляет неправильные приоритеты.

А ведь это делает каждый из нас.

Мы не ценим то, что имеем. Тратим время на пустое.

А минуты идут… Терять их не стоит.

«Умное» искусство, какое оно?

Современное, доступное для понимания и при этом побуждающее задуматься.

Именно такой предстала экспозиция «От праздника до праздника» Анастасии Кузнецовой-Руф. Полотна насыщены энергией, жаждой жизни и при этом легким налетом печали, исходящей из недр потерянного детства.

Будь то «Салют» во всей прелести своих противоположностей или «Входящий вызов», олицетворяющий все нутро нынешнего общества.

Проблематика отношений новейшего времени в облике осьминога в тандеме с цветным напором, хлещущим «изнутри», выворачивают наизнанку зрителя.

И выходя из подъезда 22, невольно задаешься вопросом: Почему в каждой картине я вижу себя?

Где: Центр современного искусства «Винзавод» 

Успеть до: 20 мая

 

Фото: «Винзавод», Элина Попова

 

 

     

Аля Владимирова     Элина Попова