20 ноября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка испанского художника Пабло Пикассо, посвященная его первой жене – русской балерине Ольге Хохловой.

Пабло Пикассо один из самых дорогих художников мира, его произведения считаются самыми «популярными» среди похитителей. Интерес к его творчеству и личной жизни до сих пор не угасает.

Выставка «Пикассо&Хохлова» организована совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже, а также Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо. В музее представлены не только картины, но фотографии и письма из семейного архива Пикассо. Помимо таких известных картин, как «Синий акробат», серии «Купальщицы» и других шедевров кубизма, публике будут показаны и те работы, которые раньше не бывали в России. Уникальный случай проследить не только творческий путь художника, но и историю любви к жене, семье, а также наглядно увидеть, как с годами менялась манера и стиль рисования.

В далёком и кровавом для России 1917 году Ольга Хохлова покинула родину. За год до этого Пикассо увлекся идеей принять участие в постановке балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Эти два решения сыграли важную роль в жизни двух людей, чья встреча, казалось, была предрешена свыше.

Премьера балета «Парад» прошла в театре Шатле и сопровождалась громким скандалом. Публика обвиняла «Русский балет» в деморализации французского общества в тылу во время тяжёлой и неудачной войны. Несмотря на шквал критики в прессе, организатор Сергей Дягилев был чертовски доволен произведенным эффектом. Пикассо обрёл ещё большую известность в парижском обществе. Дягилев и Пикассо продолжили сотрудничать, а во время римской подготовки очередного балета Пикассо и Ольга Хохлова познакомились и влюбились друг в друга.

«

В 1918 году Ольга и Пабло Пикассо поженились в русской церкви в Париже, это стало началом их семейной жизни и особого периода в творчестве художника.

»

Ольга была не только женой и матерью его сына Поля, но и долгие годы была музой и источником вдохновения.

В то время как в России обстановка только накалялась и становилась все трагичнее: революция, последовавшая за ней смута, кровопролитная Гражданская война, Ольга наслаждалась жизнью за границей с популярным уже тогда художником, но при этом не забывала о родных, оставшихся выживать в России.

Выставка начинается в большом зале с величественными колоннами с серии рисунков Хохловой. Красивая, задумчивая женщина, в портрете которой чувствует меланхолия и легкая тоска: «Портрет Ольги в кресле», «Ольга в профиль за чтением», «Ольга за чтением», «Ольга за шитьем в кресле», «Ольга в задумчивости», «Салон в Фонтенбло. Ольга за фортепиано» – жена была не просто моделью, её образ буквально господствовал в творчестве.

«Портрет Ольги в меховом воротнике», «Ольга с меховым воротником», кажется, что художник хотел запечатлеть любимую со всех ракурсах, используя карандаш, краски. Во всех рисунках и картинах того времени можно увидеть черты Ольги.

Семейному счастью способствовала и атмосфера, в которой жили супруги. Слава Пабло, светские рауты, которые так любила Хохлова, высокое положение в обществе, окружение, состоящее из творческих людей и представителей светской интеллигенции.

Через несколько лет, в 1921 году у супругов родился их единственный ребенок – мальчик Поль. Рождение сына, конечно же, не могло не отразиться в творчестве Пикассо.

Поль, наравне с Ольгой, стал любимой моделью художника, большая часть творчества теперь это изображение Поля, ласково и осторожно прижимающегося к матери, и его портреты: «Поль в костюме Пьеро», «Поль в костюме Арлекина», «Портрет Поля в белой шапочке», «Поль на ослике», «Поль за рисованием», «Портрет Поля».

Картина «Материнство», наполненная нехарактерными для Пикассо, нежностью, любовью и трепетом, была создана через несколько месяцев после рождения Поля, на выставке висит отдельно.

Женщина, держит ребенка и смотрит на него с любовью, на которую способна только мать. За её спиной находится мужчина, пусть и незримо, но ощутимо поддерживающий, оберегающий, находящийся всегда рядом. «Материнство» 1921 года и «Семья на берегу моря» не только символы семейной идиллии, но и простого человеческого счастья.

Увидеть семейную жизнь господ Пикассо можно ещё не только через картины художника, но и через фрагменты кинофильма, который также демонстрируется на выставке. Ольга в кадре уже совсем иная, она активная и немного экспрессивная, нет уже той меланхолии и задумчивости, что отражается в живописи Пикассо.

«

Но Ольге и Пабло не было суждено сохранить брак и вместе встретить старость.

»

Отношение Пикассо, его взгляд не только на жену, но и жизнь, и искусство в целом поменялось. Постепенно начинало приходить осознание того, что счастливая пора семейных отношений с Ольгой близится к концу. Образ Ольги не ушёл из картин Пабло, но образ её уже был изменен. Нежные и аккуратные черты красивой своей меланхолией женщины пропали, появились резкие, контрастные линии и фигуры. Будто бы с нежностью ушло и чувство любви.

В 1927 году в жизни Пабло Пикассо появилась новая женщина – Мария-Тереза Вальтер.

Отношениям с Ольгой пришёл конец.

Семнадцатилетняя француженка стала любовью Пикассо, даже несмотря на то, что он ещё продолжал жить со своей русской женой. Мария-Тереза была не только любовницей Пикассо, но и его новой музой, натурщицей, картина «Женщина в шляпе и меховом воротнике» срисована именно с неё. Сложность и неоднозначность того жизненного периода, который наступил после знакомства с новой возлюбленной, отражается в цикле картин «Эрос и Танатос», главным героем где выступает Минотавр – alter ego художника. Разрыв с Ольгой и отношения с новой женщиной не только изменили характер картин, в которых теперь стало много насилия и даже какой-то заметной публике жестокости: «Минотавр», «Минотавр с копьем», «Ослепленный Минотавр, ведомый Мари-Терезой с голубем, звездной ночью», «Минотавр, овладевающий женщиной», «Минотавр, ласкающий руку спящей».

Мария-Тереза родила художнику внебрачную дочь Майю, но вместе им суждено было быть недолго, их отношения закончились, когда Пикассо влюбился в другую женщину. Это интересные, но уже совсем другие любовные истории из жизни великого Пабло Пикассо.

Продлится до 3 февраля 2019 

Фотоpushkinmuseum.art

Аля Владимирова