_
_
Год: 2017
Страна: Россия
Режиссер: Елена Демидова. Ольга Веремеева
Оператор: Сергей Максимов
В главных ролях: Юлия Ауг, Эдуард Жагбаев
_
_
 
_
_
24 июня в рамках российской программы Московского Международного кинофестиваля состоялся показ фильма “Прикосновение ветра”.  Это экспериментальное и неоднозначное кино, снятое с привлечением средств через краудфандинг. Как сказала режиссер фильма Елена Демидова, “Это была безумная авантюра, потому что это и документальное, и игровое кино”. Елена – режиссер-документалист, а Ольга Веремеева отвечала за игровую часть фильма.
Анонс кинокартины  интригует, его хочется разгадать. Сюжет довольно типичен, но открывается совершенно с иной стороны – через призму буддисткой культуры Бурятии. Московская актриса (Юлия Ауг) приезжает на съемки фильма в далекую российскую республику. Одновременно она хочет разыскать любовь своей юности – бурята Батыра.  Но вместо возлюбленного она встречает его брата Эда (Эдуард Жагбаев), который решает приоткрыть женщине завесу тайны бурятского края. Вместе они отправляются в путешествие-знакомство: с духами, Байкалом, родоновым источником, Иволгским дацаном… Эта поездка, где мы узнаем неожиданные известия судьбы женщины, переворачивает жизнь героини.
Смешение видов киноискусства происходит следующим образом – актриса Юлия Ауг играет саму себя. В документальной части она рассказывает о своих чувствах и предположениях о съемочном процессе фильма, а в игровой – манит зрителя в загадочную поездку по священным местам. Интересный микс, в котором зритель абсолютно теряется из-за странного сценария и операторской работы.
В фильме много сцен ни к чему не приводящих – вот герои едут куда-то, и неожиданно картинка сменяется на мужчину, который жадно пьет. Думается, что это новый герой, с которым нам предстоит столкнуться в будущем, или что-то сейчас произойдет. Но ничего не происходит, и картинка вновь меняется. Юлия рассказывает о своем возлюбленном, дочери – но их так и не показывают. Героиня начинает слышать странную музыку, видит силуэты – но в дальнейшем зритель может лишь додумать, к чему это приведет. Или мы долго-долго смотрим на то, как отъезжает машина с парковочного места, герои трапезничают – абсолютно без диалогов. Диалогов в кинокартине крайне мало, их даже не хватает. Приходится догадываться о намерениях героев по жестам и полувзглядам. Документальная часть фильма не помогает, а крайне отвлекает от основного сюжета, и, к удивлению, более наигранная, чем игровая. Репликам героини не веришь, хотя документальное кино предполагает глубокую осмысленность и идею.
Операторская работа довольно необычна – ощущение, будто мы случайно подглядываем за путешествием. Вполне возможно, что это и было задумано – словно любитель с видеокамерой незаметно и случайно снимает героев.
Конец фильма так до конца и остается неразгаданным – остается лишь надеяться и воображать, что путешествие привело к счастливому финалу. Впрочем, каждый зритель увидит в концовке что-то свое – одновременно трагическое и счастливое. Не могу сказать, что рекомендую посмотреть этот фильм. Если вы хотите увидеть, что получилось из эксперимента с видами кинематографа  и насколько необычна буддисткая культура – то тогда стоит увидеть это кино.
Наталья Соколова