«Впечатляющее кино о зависимостях и блужданиях человека в современном мире с его суетой и искусственным возбуждением, где отмирают естественные чувства», — отзывался о фильме критик The New York Times.

5413

«Фотоувеличение»

Год: 1966

Страна: Великобритания, Италия, США

Слоган: «Antonioni’s camera never flinches. At love without meaning. At murder without guilt. At the dazzle and madness of youth today»

Режиссёр: Микеланджело Антониони

В главных ролях: Дэвид Хеммингс, Ванесса Редгрейв, Сара Майлз, Джон Касл, Джейн Биркин, Джиллиан Хиллс, Питер Боулз, Верушка фон Лендорф, Джулиан Шагрин, Клод Шагрин

«Фотоувеличение» (англ. Blowup) — фильм, в основу которого лег рассказ Кортасара «Слюни дьявола». Для Микеланджело Антониони, итальянского режиссера, получившего признание после «трилогии отчуждения» в начале шестидесятых, «Фотоувеличение» стал первым англоязычным фильмом. Детективная история была живо встречена публикой и удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года и номинации на «Оскар» за режиссерскую и сценарную работы. Фильм стал крупнейшим коммерческим успехом Антониони.

В центре картины — молодой и успешный лондонский фотограф Томас, прототипом которого выступил Дэвид Бэйли. Возможно, в наши дни этот фотограф был бы уже забыт, если бы не культовый фильм Антониони «Фотоувеличение», удивительно передавший дух 60-х и запечатлевший его бурную и стремительную жизнь.

Дэвид Бэйли просто фотографировал «женщин, одетых в платья», придерживаясь принципа: «Шмотки – это всего лишь шмотки». Каждую фотосъемку знаменитый фотограф воспринимал как сексуальный акт. Эту особенность Антониони передал в сцене, где Томас — главный герой проводит страстную сессию с известной немецкой моделью Верушкой, сыгравшую саму себя. Кадр из этой знаменитой съемки размещён на афише фильма. Как и Бейли, Томас изображен красавчиком и сердцеедом, фотографом, в объективе которого «мечтали бы оказаться многие девушки Лондона». Примечательно то, что Дэвид Хэммингс – актер, исполнивший роль Томаса был женат 4 раза, как и прототип его героя Дэвид Бейли.

1430319082_1055168019_kadrs

Неслучайно режиссер переносит место действия фильма из Парижа в легкий на подъем «свингующий» Лондон, панорама которого параллельно разворачивается в фильме. Незадолго до съемок фильма он исследует арт- и фэшн-тусовку Лондона, в котором увидел нечто его заинтриговавшее: в интервью Антониони высказал интерес к свободе свингующего Лондона, одобряя её. Недаром рассказ Кортасара был существенно изменён, подчинившись идее Антониони показать тогдашний Лондон, как он представлялся самому режиссёру.

Обращение в «Фотоувеличении» к модной теме, а именно к откровенным сценам, рок-музыке (известное камео исполнила рок-группа The Yardbirds, которая сыграла песню «Stroll On» в ночном клубе ближе к концу фильма), наркотикам, фотосессиям, фэшн-моделям в эпизодических ролях, было спланированным шагом, чтобы показать себя коммерчески успешным режиссером. Хотя к тому моменту, это было не так. Парадоксально и то, что он, учившийся экономике и коммерции в университете, снимал совершенно некоммерческие фильмы.

фотоувеличение

Лондон 1960-х будто выступает вторым по значимости героем фильма: городу, объятому культу моды, молодостью и весельем, подчинён каждый житель. В таком городе живет Томас, модный фотограф, за съемку к которому готова прыгнуть в постель каждая модная девица. Начало фильма напоминает детектив: в одних из дней Томас отправляется на своем роллс-ройсе в парк. На его удачу, он видит влюбленную пару и делает пару удачных снимков. Когда Томас проявляет их, а после делает фотоувеличение, то замечает спрятавшегося в кустах человека с пистолетом и лежащее мужское тело. Он пытается разобраться в событиях, случайным свидетелем которых стал, но ему не удается проникнуть в суть явлений, теряющихся за видимой оболочкой. На этом детективный подтекст сменяется проблемой современности: равнодушия представителей «свингующего» Лондона, где «каждый погружён в пcиходелическое странствие, а реальность никого не интересует». Где все гедонисты, для которых не важны ни чувства, ни переживания, ни эмоции. Они поддельны. Им наплевать на все и на всех. Главное — получать удовольствие.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Антониони не ищет новых приемов, а возвращается к старым: ищет глубину за внешним покровом. Название фильма как бы намекает, что при помощи фотоувеличения главный герой держится на плаву, чтобы не погрязнуть в разврате внешней мишуры, в которой живет его окружение. С помощью одержимости, Томас начинает разгадывать загадку убийства и натыкается на нечто важное и глубокое. Он пытается избежать иллюзорной реальности, но, как и «свингующие», Томас слишком увлечен модой, наркотиками и алкоголем, и уже не находит отклика, чтобы раскрыть тайну. Символы в фильме также помогают понять эту истину. Приобретенная винта от самолета в антикварном магазине и сломанная гитара музыканта, за которую зрители готовы были поубивать друг друга, оказавшись на улице — стала просто хламом. Особенно символичен финал фильма, где мимы играют в теннис воображаемым мячом. Когда мяч улетает за пределы поля, то героя просят его подать. Именно в этой сцене стираются границы между условным и реальным. Здесь и встает главный его выбор: включиться в игру, приняв условия игры или продолжить путь настоящего?

Фото: www.kinopoisk.ru 

Ангелина Коновалова, рецензент

Ангелина Коновалова

Рецензент