Театр – это не только повод для диалога, театр – это сам диалог. Режиссёра с актёрами, актёров с актёрами, режиссёра и актёров со зрителями… Наиболее чувствуется это при просмотре спектаклей в непрофессиональных театрах, например, студенческих. Молодые люди сознательно выбирают эту форму искусства для передачи нам, зрителям, чего-то исключительно важного для себя, чего-то очень близкого и личного. Их успех – не в массовости и не в кассовых сборах. Их успех в том, чтобы быть услышанными и передать сияющую искру собственных глаз – другому, смотрящему на них из темноты зрительного зала. 

Реквием4

Одним из таких успешных спектаклей я считаю поэтическую мистерию «Реквием», поставленную Молодёжным театром Интерклуба РУДН под руководством Максима Новикова. Спектакль был поставлен в честь 50-летия кончины Анны Ахматовой. На протяжении всего действия звучат стихи из поэмы «Реквием» и, кажется, от Ахматовой – это всё. Она лишь задаёт тон – никаких отсылок к поэту и его веку больше нет, зато есть другое: десять молодых ребят в чёрном, скрепленные железные сидения, песни Земфиры, встревающие в поэму письма участников Болотного дела…

Реквием6

«Театр – это камертон времени: что происходит на сцене, то происходит и в жизни», — считает Максим Новиков. Мысль эта, на мой взгляд, восходит к традициям ведущего современного Театра.док. Именно такой путь развития выбрал для себя Молодёжный театр РУДН, ведь перед нами не просто спектакль, а развёрнутое политическое высказывание. Более 70 лет назад Ахматовой написана поэма «Реквием», почти 5 лет назад разгорелось Болотное дело… Какая громадная разница во времени! Единение этих эпох представлено на сцене, оно – в другом: в строгих молодых взглядах, в надрыве голосов, в нервном стуке шагов, в неравнодушии…
Реквием5Не могу точно сказать, что это: рассказ о времени Ахматовой через интуитивные аналогии с Болотным делом или рассказ о Болотном деле через специфичное, нестандартное прочтение поэмы «Реквием».  На что делается акцент? Думаю, что предполагается интеллектуальный зритель, способный самостоятельно распутать клубок перипетий и в этой перекличке времён найти для себя нечто новое в том, в чём он слабее разбирается. Через современную ситуацию понять «каторжные норы и смертельную тоску» современников Анны Ахматовой. Или через постигнутую и прочувствованную историческую эпоху понять, насколько это каждому из россиян снова близко. Идём любым из названных путей и выходим на главный месседж спектакля: нельзя оставаться равнодушным к окружающему миру. Ни пережитой, ушедшей эпохи, ни – тем более! – к современной…

Фото Татьяны Буевой

Алёна Старостина, рецензент

Алёна Старостина

Рецензент