“Счастливые дни”

Год: 1991

Страна: Россия

Режиссер: Алексей Балабанов

Оператор: Сергей Астахов

В главных ролях: Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина, Николай Лавров

 

На 39-м Московском международном кинофестивале была представлена ретроспектива фильма “Счастливые дни”  — дебютная картина Алексея Балабанова, продюсером которого был сам Алексей Герман.

“Счастливые дни” (оправдано ли название?) — черно-белый фильм, выполненный в минималистском стиле. Главный герой — Он, человек без имени, рода, места жительства. Выписавшись из больницы с музыкальной шкатулкой в руках, “маленький человек” оказывается на улице и даже самое ценное, что может предложить герой — показать свое темя врачам, не помогает ему остаться.

Вне времени и  пространства узнается мрачный Петербург — в его темных подъездах с крутыми лестницами, четкими звуками лифтов и скрипящими дверями в поисках комнаты ходит герой Балабанова. Большего и не надо — только кровать и тару, похожую на больничную “утку”. Трижды он был почти у своей цели. Трижды люди видели в нем того, кого просто хотели видеть.

Первой, кто смог предложить несчастному кров была “татарка”. Она обещает Безымянному суп с петрушкой, называет Сергей Сергеичем и нежно сравнивает уши бывшего квартиранта с таким же именем.

Слепой бездомный нашел в главном герое друга Петра, так как кроме ослика с “теплыми  шершавыми  ушами” и старого отца-брюзги, который живет с ним в ночлежке, у него никого нет.

Белокурая девушка — проститутка, которая приходит каждый день на кладбище, где часто бывает герой. Она дарит ему ёжика и забирает к себе домой, чтобы хоть какой-нибудь мужчина жил в ее квартире. Для нее он — Боря.

Удачно вплетена в сюжет музыка Гарри Уоррена Too many tears в дословном переводе означающее «Как много слёз». Эту песню напевают почти все герои — “татарка”, настоящий Сергей Сергеевич, но чаще всех — блондинка, исполняющая с чувством  Too many tears  на кладбище.

Для всех этот маленький человек что-то значит, но каждому он восклицает: “Вот уйду от вас!”. Важным для него является лишь ночлег, забота о подаренном ёжике с “мягким животом” и музыкальная  шкатулка , которую он иногда открывает и никому не дает, любуясь танцем балерины под печальную мелодию и завывание ветра.

Герой идет по заснеженной Дворцовой площади под волнующую музыку Вагнера и кажется просто черной точкой. Удачный прием, чтобы показать сущность “маленького человека” — никогда не снимает одежду,чтобы спрятаться от людей, он также никому не показывает свое темя. Единственный, кому он доверяет сокровенное — ежик, а в остальном — темя — это возможная валюта, когда негде жить и не хватает денег.

Маленького человека легко и часто обижают в каждом месте, в котором, казалось бы, он обрел пристанище, и говорят “иди отсюда”. Но он не держит зла, ему все равно, где быть, ведь он не помнит ничего кроме обещаний “татарки” дать ему немного петрушки, вкус которой напоминает фиалки. Хотя это утверждение было сказано слепым бродягой. Кажется, что герой запомнил и постоянно повторяет только это. В этом и есть весь абсурд.

Пустой трамвай является дополнительным  героем и едет неизвестно куда. В каждом месте что-то заколочено и на вопрос: “А там что?”, нет ответа. Повторяется навязчивая мелодия, часы и будильники, услышанные слова татарки и слепого, обещания уйти и приговор изгнания.

Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля и был снят по мотивам произведений  Сэмюэля Беккета — прародителя драмы абсурда. Вплетая в собственный сюжет эту идею, Балабанов создал свой фильм, при просмотре которого успешно происходит избавление зрителя от шаблонов восприятия.

Фото: https://www.kinopoisk.ru

Ангелина Коновалова