Александра Селезнева: «У меня почему-то все фильмы про любовь и море»

Мы продолжаем рубрику «Stop-кадр» о молодых и талантливых творцах. Сегодня знакомим вас с девушкой-режиссером, которая мечтает стать участницей «Кинотавра» и изменить стереотип о мрачном фестивальном кино – Александрой Селезневой. В марте состоится премьера ее нового короткометражного фильма «Курорт».

Личное дело:

Родилась: г. Хабаровск

Образование: Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Хотиненко – Финн – Фенченко. Окончила зимой 2016 года

Работа: Педагог актерского мастерства кино

Особые приметы: говорит шутками.

Съемки

Свой новый фильм Саша решила снимать в Анапе, в курортном городе, где она выросла и не понаслышке знает о проблемах местных жителей.

«

Помню моменты, когда ты все ненавидишь, когда до моря 10 м, а не можешь дойти до него, потому что должен торговать. А когда заканчивается рабочий день в часов 11, устаешь и хочешь домой. Какое море?

»

Мы привыкли видеть курорт определенным образом: приехали, отдохнули и уехали, а потом весь год о нем мечтаем. Девушка решила рассказать, как там живут местные, как они страдают от курортников. Они зарабатывают на них деньги, но при этом ненавидят, а по образу жизни должны любить их – возникает диссонанс.

Саша точно также продавала мороженое, квас, проводила экскурсии. И ей пришла идея показать курорт со стороны отдыхающих и с другой – со стороны местных жителей. В фильме две главные героини – местная Саша и отдыхающая Мариночка – прототип обеих —сама режиссёр.

 

Идея сюжета пришла в конце весны:

«

Я ехала в электричке и думала: «Хочу снять фильм, хочу снять фильм… О!» И потом, вы представляете, как красиво смотрятся загорелые спасатели в масле? (Смеемся) Мне захотелось этим поделиться с людьми.

А теперь представьте: зима, снег зрители приходят в кинотеатр раздеваются, снимают 33 шапки, 33 шарфа – им очень холодно, а на экране – мужики в масле! Это же оно! Сразу жить хочется! У меня почему-то все фильмы про любовь и про море…

»

Кристина: Как ты искала актеров?

Саша: С Гретой Сабуровой, которая сыграла Мариночку, мы познакомились в «Тру театре» на спектакле «Как важно быть серьезным»  и ее образ просто записался на подкорку. Потом я ставила спектакль, в который пригласила ее сыграть и мне очень понравилось с ней работать.

Когда начала писать сценарий для фильма, первой у меня была прописана линия местной девушки. Я придумала историю из гэга и развила ее, но получилось плоско, неинтересно, а хотелось, чтобы «днище» было. Тогда я подумала: «А если будет обратная сторона – девушка с другой историей?» И сразу всплыл образ Греты – персонаж дамочки, написанный под нее.

Со второй актрисой было сложнее. Я долго не могла понять, как она должна выглядеть – видела в ней себя. Пришлось искать ту, которая была бы похожа на меня и смогла бы вести себя похожу. Тогда я обратилась к своей знакомой из театра «Ленком» – Наталье Омельченко.

Рассказываю ей сюжет, описываю героиню, и она мне говорит: «Так это же Саша Виноградова! Посмотри на фотографиях», и я смотрю – точно она.

Остальных я искала через кастинг в Новороссийске, потому что у меня не было возможности привезти 50 профессиональных актеров из Москвы. Ребята все прекрасно справились!

Арина: Получается ты все делала за свой счет?

Саша: Да! По меркам кинематографа бюджет вышел достаточно скромный – 150 тыс. руб. Я считаю, когда снимаешь короткометражное кино, нет смысла вкладывать миллионы. Зачем? Никогда не знаешь, это получится хорошо или нет. Конечно, если ты не зарабатываешь миллион в месяц.

Мы искали оператора со своей техникой, реквизит – по знакомым. Самая большая статья расходов – проезд, проживание и питание.

Арина: Получается ребята играли…?

Саша: Да, то самое слово – за идею. Это круто! Если разговор идет за деньги, когда мы снимаем что-то прикольное и творческое, сразу: «До свидания».

Так сложилось, что за два дня до съемок из нашего проекта ушел оператор, пришлось искать нового и каждый просил денег. Но это фестивальное кино – мы не заработаем на нем! Если люди не хотят творчества, пусть идут подальше от меня.

В итоге мы нашли прекрасного оператора Лену, которая нам очень помогла. У нас вообще получилось женское кино – единственный мужчина – второй режиссер Павел Щерботюк.

Арина: Как вы отдыхали во время съемок?

Саша: Мне кажется, мы тусили вообще без остановки. Как будто и не работали. На съемочную площадки принято выезжать в районе шести часов утра, к семи приезжать на площадку, а в восемь уже «мотор». У нас «мотор» начинался в 10-12 часов, но в итоге мы все успели. Нам пришлось задержаться на два дня только потому, что на два съемочных дня пляж просто смыло. 5 сентября мы начали и 14 уже уехали.

Монтаж

Кристина: Фильм снят. Что дальше, какие действия?

Саша: Монтировать!

Арина: Сколько времени занимает монтаж?

Саша: Месяца три-четыре. Сырой монтаж могу сделать и через неделю, потом покажу его кому-то компетентному, мне скажут, что надо перемешать. Я снова смонтирую, и так раз 30. Дальше будет написана музыка, работа с композитором, звукорежиссером, озвучка. Я еще раз поеду в Анапу – озвучить тех артистов (у них прикольные голоса, я не хочу их менять). И вот еще месяц буду этим заниматься.

Арина: Сколько времени ушло на реализацию идеи?

Саша: Идея прилетела в мае, съемки прошли в начале сентября. Я очень много времени потеряла на другой сценарий, потому что была озадачена мыслью — «хочу снять кино». Начала насильно его из себя вытягивать, пыталась развить другой сюжет – это заняло год или даже два. Если идея так туго развивается – это не то. В один момент я осознала – история должна литься, как река. В конце концов я отказалась от первой идеи, но сохранила желание снять фильм.

Постпродакшн

Кристина: Что ожидается после выхода фильма?

Саша: Самое первое, что я сделаю, понесу фильм на свои курсы в качестве дипломной работы. Затем будет премьера в «Доме кино». Как оказалось, это не сложно организовать.

И дальше будем фестивалить. Конечно, я хочу на «Кинотавр», но не верю, что туда просто попасть – нужны громкие имена в титрах. Постараюсь найти известных продюсеров. Думаю, это не сложно, если работа понравится. И возможно, произойдет чудо. Хотя комедию в целом не любят организаторы на фестивалях, а вот зрители любят!

Сколько раз замечала, во время просмотра серьезных, тяжелых фильмов люди просто сидят, смотрят, я чувствовала, как меняется атмосфера во время моих картин – они всегда очень добрые, светлые, после них хочется жить: море, солнце, парни в масле. Я чувствовала это настроение по аплодисментам, смеху и «браво!». У меня уже есть три «браво!». Я их коллекционирую (Смеется).

У нас очень не хватает такого кино. Тем не менее, попасть на фестиваль очень трудно, очень много отказов, иногда опускаются руки.

Кристина: А что берут на фестивали?

Саша: Нужно кого-то зарезать, пострадать, придумать драму… Но это невыносимо, это не зрительское кино, это серость. Поэтому, когда я говорю людям далеким от кино, что снимаю фестивальные картины, они ассоциируют их с каким-то мраком. Но на деле это просто короткометражки, которым нужен зритель.

Кристина: Ты хочешь снять полный метр?

Саша: Конечно, хочу, но пока не доросла. Боюсь. Хотя на самом деле ничего сильно страшного там нет. По съемке – просто чуть дольше идет процесс. В подготовке – чуть дольше писать сценарий, расскадровываться – это все не страшно. Страшно – отсутствие бюджета, а на свои деньги полный метр снимать не надо. Даже если ты найдешь что-то бесплатно, что-то за небольшую плату, зачем? Будет все равно некая скованность. Я считаю, что, если берешься снимать полнометражное кино, ты уже не учишься, а делаешь серьезную работу.

Фото: личный архив Саши

 

                     

Арина Баранова        Кристина Гомзелева