Лидирующую позицию среди трендов в современной музыке занимает рэпофикация всего, что издает звуки. Рядовому слушателю очень трудно узнать, что же все-таки происходит там, на музыкальном дне. А там происходит ряд интереснейших вещей. Сегодня я предлагаю вам прогуляться по одной из дорожек андерграунда и посмотреть по сторонам.

Сегодня для музыки, не впадающей в мейнстрим, характерен синтез жанров, который рождает уникальные поджанры. Особым вниманием у слушателей пользуется приставка Dark, которая в теории может относиться к любому жанру. Музыка с таким тегом отличается мрачностью, которая отсылает нас скорее к творчеству Говарда Лавкрафта нежели к Дракуле Брэма Стокера, где все-таки нашлось место для любви.

Другая популярная добавка к жанру — Lo-fi (лоу-фай от англ. low fidelity — «низкое качество»). Низкое качество записи добавляет атмосферности тому или иному жанру, придавая ему эффект старины. Это как сепия или черно-белые фотографии.

Это вся теория, которую вам нужно знать, чтобы по достоинству оценить свежий альбом американской Lo-fi Dark Country группы Those Poor Bastards (Те самые Бедные Ублюдки). В 2004 году Лонсом Уайат (гитара, вокал) и Министр (бас, барабаны. И да, так его все и называют) сколотили дуэт и играют по сей день. Группа не самая популярная, но и не самая последняя в узких кругах любителей тяжелой музыки. На портале Last.fm Ублюдки имеют 1,5 млн. прослушиваний (у Джека Уайта 21,4 млн., а у Боба Дилана 152,4 млн.).

Альбомы Those Poor Bastards регулярно выходят раз в два года, и на всех пластинках выдержана эстетика, обусловленная жанром. Если обобщить, то все их тексты о религии и грехах, наслаждениях и страданиях, жизни и смерти. Группа понравится любителям ранних The White Stripes, The Kills и прочих гаражных коллективов. Но, если у них в основе поджанра блюз и рок, то у Ублюдков это кантри. Темное кантри. Давайте посмотрим, чем же Dark Country отличается от обычного, и как быть настоящими Ублюдками и играть в этом жанре.

Смените соломенную шляпу на черную с широкими полями, льняную рубашку на темно-серую с острым воротником. Подтяжки можете оставить, но это не обязательно. Сивуху оставьте, это обязательно. Накиньте сверху черный плащ в пол и электроакустическую гитару на ремне, к которой подключены все виды педалей эффектов, перегружающие звук. Играйте аккордами как можно громче и пойте (кричите!) не тише. И вот! Вы — Dark Country. Именно так выглядит и звучит дуэт. Эти же черты характерны и для нового альбома. Inhuman Nature (послушать здесь)— девятый полноформатный альбом Ублюдков, вышедший 16 ноября 2018 года.

Первое, что бросается в глаза по сравнению с предыдущими работами, — общее настроение. Если предыдущие пластинки были пропитаны агрессией и ненавистью, то эта больше напоминает музыку бродячих музыкантов. Даже несколько веселую музыку. Однако в музыкальном плане мало что поменялось: те же гитары, те же барабаны, разве что появились контрастирующие с привычным звучанием синтезаторы. Да и те, скорее в виде исключений из неписаных правил жанра, есть всего в нескольких песнях.

Есть, конечно, и старые злые песни: Scaffold Blues, Lord Lift This Burden, Snake Tongued Deceiver и Cult of Loneliness. Последняя была очень хорошо принята слушателями, в отличие от многих других композиций. И ведь действительно, альбом сделан так же и о том же, но что-то все равно режет слух фанатов, которые знают, как было до этого. То есть это другая конфета, но в той же обертке. Это не значит, что конфета стала невкусной, просто это уже не та полюбившаяся сласть, которая не успела приесться.

Все остальные песни, может, и хорошие, но они будто не Ублюдочные. Например, I Want to Disappear – веселая песня в стилистике дикого запада, в которой отсутствуют барабаны. Возможно, будь гитара не такой мягкой, а динамичная перкуссия все-таки появилась бы, то песня была бы одной из лучших на пластинке.

Такие же мысли посещают слушателя на протяжении всего прослушивания. Этому альбому явно чего-то не хватает, но если абстрагироваться от ожиданий, то с чистой совестью можно наслаждаться музыкой. Тем более, что альбому есть, что предложить: четыре тяжелые песни, записанные на старый манер, и 11 новых, которые пестрят экспериментами. Синтезатор стал уже классическим инструментом в двадцать первом веке, но в песнях Ублюдков он достаточно редкий гость, а поэтому никогда не ускользает от внимания слушателя.

Мелодия в Can’t Stop Crying состоит из барабанов и клавишных, соединенных в цирковом ритме. Никаких гитар. Mosaic Law по мотиву и речитативу напоминает нашу русскую частушку, в то время как Never your Soul и Blow Wind вполне могли бы звучать на средневековых ярмарках. А Lonely Dreams и Gates of Hell — истории, спетые и сыгранные уличными музыкантами.

Альбом выглядит, как проба пера, которая покажет, в каком направлении дуэту двигаться в дальнейшем. Причем этот салат из, на первый взгляд несочетаемых элементов, оказался вполне съедобным и даже вкусным, если на вилку не насаживать неудачные песни. Самое занимательное в этом блюде очень много ингредиентов, но каждый берет лишь то, что любит.

Фото: roadburn.com, rockcult.ru

 

Шамиль Хуснетдинов